Филигрань

fili-gran

Ювелирное искусство

С незапамятных времен человек обратил внимание на способность некоторых металлов долгое время сохранять свои свойства неизменными. Из них он выбрал самые устойчивые — это золото и серебро. Специфические свойства этих металлов — ковкость и мягкость при обработке и определили основной вид ювелирной техники — филигрань или скань.

Свое происхождение эти слова берут: «фи — лигрань» — от греческих слов filum — нить, granum — зерно; а «скань» — от славянского глагола скати — свивать, скручивать. Таким образом простой анализ терминов объясняет нам особенность изготовления украшений в этой технике — это декоративное изделие из тонких скрученных металлических нитей, украшенных шариками — зернью.

Стремление украшать себя, возможно, лежит у истоков истории человечества. Украшения в виде амулетов начали появляться у древних людей раньше, чем даже одежда. Тогда ожерелье состоящее из клыков кабанов или когтей тигров мог иметь только наиболее сильнейший и достопочтимый мужчина племени.

Древние украшения воплощали в себе 3 функции — эстетическую, магическую функцию и утилитарную.

Позже, в эпоху бронзы, добыча металла в труднодоступных районах и хлопоты с обменом на товар значительно удорожали его стоимость. Изделия из металла долгое время оставались признаком более высокого общественного положения человека.

Само слово «металл» — от греческого глагола, означающего искать, исследовать, что подчеркивает трудности, связанные с извлечением и обработкой этого материала. На своей территории греки не добывали металлы, а золото и серебро привозили из колоний. Вследствие дефицита драгоценных металлов греческие мастера делали свои украшения легкими и объемными.

Таким образом, можно сказать, что в чистом виде возникновению техники филиграни, как ювелирного искусства, в современном понимании мы обязаны греческим ювелирам.

На протяжении веков способы использования этой техники менялись вместе со сменой оборудования и совершенствованием инструментов. Открывались новые возможности скани, использовались новые материалы.

Многогранны пути развития филиграни. Здесь же кратко изложены основные сведения из истории украшений и этой техники филиграни — ювелирного искусства.

Греки не имели собственных полудрагоценных и драгоценных камней, поэтому их техника исполнения украшений основывалась на возможности, предоставляемой металлом.

Римские изделия были более массивны, чем греческие, имели чётко продуманную конструкцию и подвижные сочленения. Однако техника филиграни не пользовалась популярностью.

Византийские ювелиры продолжили эллинистические традиции мастеров Греции. Очень изящно и тщательно выполнялись филигранные и гравёрные работы. На основе скани на металле в Византии родилось искусство перегородчатой эмали, которое оказало большое влияние на декоративные изделия стран Европы.

Средневековые европейские мастера внесли свой вклад в сохранение древней техники: монахи одни из первых дали полное описание процесса изготовления украшений из скрученной проволоки и зерни.

К XIII веку образовались гильдии и цеховые объединения ювелиров которые следили за пробой металла и уровнем мастерства. Украшения, выполняемые в этот период, были исключительно функциональными.
Впервые стала чётко прослеживаться взаимосвязь украшения и костюма. К концу XV века становятся модными комплекты украшений, которые включают: ожерелья, головные украшения, нашивные украшения на платья и галуны.

В эпоху Возрождения у золотых дел мастеров появляются свои имена. Златокузнецы — это творческие личности, известные в разных областях изобразительного искусства: живопись, рисунок и скульптура (Бенвенуто Челлини, Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрер).

Считалось, что нет лучшей школы для начинающего художника, чем обучение в мастерской ювелира. Вот почему так тщательно и со знанием дела на бюстах и парадных портретах были изображены драгоценности.

Начиная с XVI века назначение и роль ювелирных изделий меняются. Они становятся и символом социального отличия, и аксессуаром моды. Впервые в трактатах златокузнецы не только описывают технику, но и рассуждают о целостности композиционного решения, компоновке разных деталей, спорят о предмете как художественном произведении. Облегчается конструкция изделий, особое внимание уделяется огранённым драгоценным камням.

Украшения XVII — XIX веков продолжили тенденцию широкого применения драгоценных и поделочных камней в ювелирном деле. Этот период характеризуется тем, что формируются общеевропейские стили в ювелирном искусстве — это барокко и рококо.

Изделия златокузнецов XIX столетия становятся всё более демократичными. Нарождающаяся буржуазия начинает претендовать на своё направление в ювелирном искусстве, тогда как большая часть дворянства беднеет. Широкое распространение получают подделки драгоценностей.

Революция в промышленности приводит к развитию массового производства украшений. Заметно снижается эстетический уровень вещей. Как противовес массовой продукции в 70-е годы XIX века появляется мода на филигрань.

Конкуренция фирм приводит к созданию специальных учебных заведений по подготовке художников — ювелиров.

В конце столетия возникает новое течение — «арт — нуво», или «модерн». Различные направления модерна, сформировавшиеся в первые десятилетия XX века, оказывают до сих пор своё влияние на ювелирное искусство.

Предыдущая запись Фокусы
Следующая запись Ювелирное искусство России

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Чтобы отправить комментарий, разрешите сбор ваших персональных данных .
Политика конфиденциальности

 
Яндекс.Метрика