Поиск
Зернь, или гранулы, — это металлические: мельхиор, серебро, золото, медь, томпак, шарики диаметром от 0,7 до 3,0 мм. Техника зерни предполагает использование в большом количестве одинаковых, рассортированных по размеру шариков.
Для изготовления зерни, сортовых гранул способом плавления нарезают листовую, проволочную или профильную заготовку кусочками одного размера. Обрезку укладывают в небольшой (лучше графитовый) тигель, пересыпая крупным угольным порошком, который препятствует соединению двух соседних кусочков, и накрывают тонким слоем асбеста, чтобы не разлеталась угольная пыль.
Нагревание до температуры плавления проводят или в муфельной печи, или горелкой на леткале. В последнем случае тигель должен быть небольшим, чтобы пламя горелки могло охватить и прогреть его целиком.
Пайку зерни можно производить и не в тигле, а на леткале, проложенном углём. Разогретые кусочки превращаются в шарики и скатываются с наклонной поверхности, охлаждаясь в воде или масле. Вышеописанным способом изготовления зерни можно изготовить качественную серебряную, золотую, медную или томпаковую зернь, а мельхиоровая и нейзильберовая получается неровной, шишковатой. Гранулы из этих материалов лучше получать механическим окатыванием.
Для механического окатывания шариков необходимо изготовить приспособление. Оно состоит из ступки и вращающегося пестика. Насечка на дне ступки способствует окатыванию кусочков в дробинки — зернь. Пестик вращается, будучи укреплённым в патроне дрели, а ступка жестко закрепляется в тисках или на столе.
Заготовки под гранулы выполняют из проволоки или проката квадратного сечения, нарезая его так, чтобы высота h и сторона грани или диаметр цилиндра соотносились как 1:1. Кубики и цилиндрики должны устелить дно ступки в один ряд (очень важно!) и не менее чем на 2/3 площади.
Вращение пестика должно быть не очень быстрым (от 500 до 1500 об/мин), чтобы не разносило заготовки по краям ступки. Накатанные таким образом шарики имеют одинаковую величину, что очень важно для техники зерни. Гранулы другого размера изготавливают в следующий приём.
Иногда появляется необходимость в применении полушара. Такую зернь оплавляют на кусочке слюды. Прочно схватываясь со слюдой, капля образует ровную площадку, а верхняя часть формируется в виде полушария.
Подобные гранулы удобно напаивать на плоскую поверхность, причем они меньше выпирают над поверхностью металла, чем круглые шарики такого же диаметра, что является существенным при изготовлении колец и браслетов.
Крупную зернь диаметром 3,5; 4,5; 5 и более миллиметров изготовить плавлением очень трудно из-за действия силы тяжести. Поэтому делают ложную зернь из листового металла способом выколотки в анке пунзелами или стальными шариками на свинцовой подложке.
Вырезанную из листа в виде круга заготовку формуют в постепенно уменьшающихся полусферических углублениях. Отжиг заготовки проводят в промежутках между второй и четвёртой формовками, чтобы восстановить пластичность материала.
Целую зернинку изготавливают из двух половинок (полусфер), спаивая их но экватору. В таком пустотелом шаре нужно оставить отверстие, иначе расширяющийся при нагреве воздух не даст припою качественно пропаять шов.
Традиционная техника изготовления и пайки зерни применяется при изготовлении изделий из драгоценных металлов. Искусство ювелира заключается в том, чтобы не только расположить рисунок шариков на пластине, но и припаять их без припоя.
Всё изделие нагревается вместе с шариками до температуры естественной сварки, т. е. оплавления и схватывания зерни с основой. Причем нагревать надо так, чтобы гранулы не потеряли своей формы, а пластина не покрылась буграми — признак перегрева и начала плавления металла.
При использовании недрагоценных металлов несколько изменяем технологию, чтобы освоить эту сложную и древнюю технику.
Для более прочного сцепления гранул и листа место будущего соприкосновения необходимо закернить для шариков диаметром от 0,7 до 1,5 мм или выфрезеровагь углубления шаровидным бором для шариков диаметром более 1,5 мм. Крепление одиночных крупных гранул (2-5 мм) и пустотелых сфер проводят через подставку — кольцо.
Для пайки зерни, в частности выполнения пояса из зерни пользуются также направляющими желобами из параллельно напаянных гладевых проволочек.
Все эти подготовительные операции увеличивают площадь паянного шва, а значит, зернь прочнее удерживается на изделии. Напаивание шариков проводят на предмет, который уже больше не будет подвергаться деформации и изгибанию.
Подставки — колечки подпаивают до установки зерни, а выфрезерованные углубления покрывают тонким слоем расплавленного припоя. При кернении работу ведут по-другому: сначала покрывают изделие припоем в местах расположения гранул, а затем насекают стержнем лунки.
Отфлюсованные шарики располагают по лункам согласно эскизу, гранулы могут быть не только одного размера, но и могут располагаться по нарастающей или убывающей. Если предмет имеет выпуклую форму, то расположение зерни необходимо проводить, подогревая поверхность пластины. Шарики будут фиксироваться за счёт разогретой буры (флюса). При раскладке следует также стараться, чтобы шарики соприкасались между собой, что увеличивает прочность их крепления в готовом изделии.
Пайку ведут мягким пламенем, прогревая равномерно всю поверхность. Пламя располагают с внутренней стороны изделия, а сверху титановой палочкой поправляют отошедшие от рисунка зернинки.
При достаточном количестве припоя и плавном нагреве гранулы с первой пайки прочно сцепляются с основой металла. Необходимо следить за тем, чтобы излишки припоя не заливали шарики, превращая их в плотный бугристый комок. Излишки припоя «оттягивают» обрезком «верёвочки», разогрев его сильнее, чем всё издлие, или же заменяют целиком всю группу бракованных гранул.
Старые мастера использовали в технике изготовления и пайка зерни зерни 2 цвета: сочетали белое и жёлтое золото, пускали по серебряной подложке золотые гранулы и наоборот. Мы можем тоже использовать 2 цвета: мельхиор и медь, нейзильбер и томпак.
В последнем случае желательно помнить, что температура павления томпака намного ниже, чем нейзильбера, а значит, внимательнее нужно относиться к томпаковой зерни при нагревании.
Для набора и выполнения изделия в технике скани на металле и зерни требуется подобрать и разметить выкройку из полосового металла: серебра, мельхиора, меди, томпака.
Подбирая или прокатывая пластину материала, необходимо учитывать, что она будет служить конструкционной основой всего изделия, испытывать наибольшую нагрузку при ношении — разгибание и сгибание для браслета, распирание для заколки в волосы, сминание для кольца.
Для браслета, гривны, кольца или изделия обшей площадью пластины от 20 и более квадратных см. лучше выбрать толщину листа от 0,8 до 1,0 мм.
Для серёжек, запонок, булавок или изделий общей площадью пластины от 6 до 18 квадратных см. подойдёт лист толщиной от 0,7 до 0,6 мм.
Для более мелких предметов и отдельных деталей из общей композиции можно выбрать лист от 0,6 до 0,4 мм толщиной.
При выборе очень тонких листов — 0,3-0,6 мм, нужно помнить о том, что внешний край таких пластин достаточно острый. Поэтому, чтобы избежать режущего эффекта, увеличить прочность, по краю выкройки можно припаять гладь, скань, квадрат от 0,4 до 0,9 мм в диаметре или по стороне, а также сочетание этих проволок.
Тонкие пластины также часто «ведёт» при напаивании на них элементов: они становятся более выпуклыми (при прогревании снизу) или более вогнутыми (при прогревании сверху). Это одна из причин, по которой мы указали ограничения в применении тонких листов относительно площади всей пластины. Избежать термического прогибания пластины при пайке можно, если предварительно придать ей выпуклую или вогнутую форму (на резине или свинце).
Толстые пластины от 0,8 до 1,0 мм используются в технике зерни при впаивании сканного узора в пропиленные ячейки в пластине. Толщина пластины и высота проволоки (глади и скани) подбирается так, чтобы узор только слегка (на 0,1-0,15 мм) выпирал из ячейки.
Конфигурация заготовки переносится на лист металла. Намечаются керном места засверливания отверстий. Дырочки необходимы для того, чтобы в тех местах, где пиление должно идти под острым или прямым углом, можно было изменить направление движения лобзика.
Размеченная таким образом полоса устанавливается на финагель, и контур выпиливается. После удаления лишнего металла шабером или фляхштихелем снимают заусенцы, образовавшиеся при пилении.
Можно варьировать ширину и глубину врезания в металл фаски но внешнему контуру — это облагораживает изделие и придаёт наружной линии абриса дополнительное изящество.
Выпиленная выкройка подвергается выколотке (если это необходимо), шлифуется и полируется.
Набор узора проводят на уже отполированный предмет — это облегчает этап заключительной отделки изделия после пайки зерни.