Многоплановая скань

yarusy

Ярусы

Одна из самых сложных и самых выразительных техник филиграни — многоплановая скань. Суть её можно понять из названия — сканный узор здесь представлен в виде «слоёного пирога».

Традиционно орнамент расположен в два или три ряда, но есть ювелирные работы, где филигрань насчитывает четыре и даже пять ярусов.

Красота многоплановой скани определяется не столько количеством слоёв узора, сколько художественно верно найденным расположением узоров орнамента и гармоничным размещением таких многослойных островов на всём изделии.

В первом ярусе многоплановой скани располагается узор основания, набранный «гладью» и «дорожкой». Он создаёт опору для второго ряда элементов и как бы задаёт ритм для декора всего изделия.

Узор выбирается несложный, поскольку заранее предполагается его перекрытие вторым слоем. Набор и пайка орнамента выполняются так же, как и в технике ажурной скани. Зернь в сканных головках размещается только в тех частях рисунка, которые не будут скрыты верхним ярусом завитков.

В соответствии с разработанным эскизом приступают к набору второго яруса элементов. Если в изделии предполагается третий, а возможно и четвертый ярус, то второй, так же как и первый (основа), набирается плоским. Отдельные группы элементов второго плана пропаиваются, накладываются на основу и соединяются с ней.

При соединении «завитков» и «грушечек» в отдельный элемент третьего и других ярусов необходимо пользоваться тем же припоем, что и при спаивании основы. Но при сборке уже всего изделия, т. е. скреплении третьего и последующих слоев, удобнее применять более мягкий припой. У такого припоя температура плавления на 10 — 30°С ниже, чем у более тугоплавкого припоя основы.

Более прочное соединение элементов многоярусной композиции достигается в том случае, если площадь взаимного соприкосновения спаиваемых поверхностей велика, поэтому место наложения второго яруса лучше слегка подшлифовать шкуркой перед наложением веточки. Соответственно и место для третьего яруса лучше подготовить таким же образом. Послойное напаивание ярусов филиграни упростит задачу ювелира, который впервые работает в этой технике.

Элементы третьего и последующих ярусов представляют собой уже выпуклые и объёмные детали общего узора — листки, цветки, плоды, стебли наподобие усов земляники или гороха.

Выполняются и пропаиваются они отдельно, подобно тому, как было описано в статье «Объёмная скань».

Очень часто в качестве деталей третьего яруса используют цветочки различных размеров, которые изготавливаются из площенной гладевой «змейки». Такой цветочек после спаивания формуется в анке или свинце, а перед посадкой на изделие венчается зернинкой. Один или группа таких цветков усиливают рельефность сканной работы, оживляют изделие, делают его более привлекательным.

Собранные детали третьего уровня устанавливают на втором ярусе изделия. Если третий слой представляет собой крупные, объёмные цветки, то во избежание их распаивания в процессе общей пайки лучше предварительно покрыть припоем место сцепления такой детали со вторым слоем или с основой.

Во всех других случаях припой можно ввести в процессе нагрева. Проводим пайку мягким общим пламенем, чтобы не прожечь выступающие элементы второго и третьего ярусов. Прогрев лучше вести на нихромовом мостике так, чтобы была возможность направить пламя снизу изделия.

Нагревая, посыпайте паяемый предмет пережжённой бурой или хорошо отфлюсуйте — это необходимо для того, чтобы припой свободно тёк по скани и глади, соединял детали композиции и не собирался сгустками, забивая рисунок.

Уже на последнем этапе окончательного соединения всего изделия можно подготовить зернь и установить её согласно эскизу. Вводимая на разогретое изделие зернь прочно сцепляется с деталями узора. В горячем состоянии легко подвинуть неудачно спаявшиеся элементы, ввести шарики для зрительного воссоединения нити орнамента и наоборот — изъять зернь, которая композиционно перегружает декор или перевешивает композицию в одну из сторон.

Наряду с уже рассмотренной нами традиционной многоплановой сканью — в последние 50 лет получила распространение многоплановая скань, у которой отсутствует первый ажурный сдой. Набор в этой технике — условно назовём ее «новой» сканью — ведётся как бы со второго и третьего яруса. Она своеобразна и интересна.

Сохраняя богатство элементов, сложность и хитросплетение узора, она имеет свои достоинства: проще в изготовлении и имеет меньшую массу. Некоторые особенности композиции и спаивания элементов требуют отдельного рассмотрения.

Разрабатывая эскиз для изделия в технике «новой» скани, необходимо учитывать, что все детали орнамента теперь уже не могут крепиться на основание из узорчатой скани.

Поэтому необходим стебель или условная ведущая линия, около которой будут располагаться все детали. Такие стебли декора должны быть продуманы, чётко прорисованы в соответствии с общей композицией изделия, начиная с камней, висячих составляющих и прочих элементов. Затем вдоль ведущих линий разрабатываются отдельные части узора: кустики из листьев, отдельные лепестки и завитки, гирлянды зерни, цветки и бутоны.

В подобные композиции часто включают выпиленные из листа металла элементы. При включении пластинчатых составляющих в общий декор изделия нужно располагать их или симметрично — если композиция симметричная, или уравновешивать филигранными листьями и цветами, поскольку полированный гладкий металл таких деталей активно привлекает внимание в композиции и может нарушить строй изделия.

Направление размещения подобных элементов должно соответствовать общему направлению движения стебля.

Изготовленные на основе развёрток и спаянные части общего узора в «новой» скани монтируются на леткале. В качестве опоры используется ведущий стебель в орнаменте предмета. Отформованные и плоские детали располагаются так, чтобы:

  • во-первых, иметь общее соединение с ведущим стеблем или крупным элементом, плотно спаиваемым с ним;
  • во-вторых, каждый элемент соприкасался с соседними не менее чем в трёх местах — это обеспечивает надёжность сцепления после пайки;
  • в-третьих, взаимное перекрывание частей узора было минимальным и не нарушало общий строй узора.

В случае пересечений лучше использовать приём переплетения по типу переплетений из камыша, лыка, кожи, так, чтобы у каждого элемента один конец оказывался перекрытым, а второй сам перекрывал соседний элемент. Такое размещение деталей декора поможет выявить красоту и изящество каждого из составляющих его элементов и в то же время обеспечить необходимую прочность всего изделия.

Соприкосновение частей композиции обеспечивается за счёт подкладки кусочков асбеста или обвязывания биндрой. Здесь особое значение приобретает использование двух видов припоев. Более мягкий припой позволит постепенно напаивать детали на стебель, нанизывать их, как бусы на нитку. Будучи пропаянными тугоплавким припоем, сами детали не разрушаются при их взаимном спаивании более мягким припоем.

Несколько мелких деталей (усик, маленький листок и цветок) перед соединением с общим стеблем лучше спаять в группу. Таким образом, при последующем соединении массы группы мелких деталей и стебля будут примерно равны, а значит, при нагревании мы избежим вероятности перегрева и расплавления мелких элементов — быстрее нагревается маленькая деталь.

Особое внимание нужно уделить припасовке деталей в местах сращения большого количества элементов.

Наше изделие может быть рассмотрено со всех сторон, поэтому все швы должны быть плотно пригнаны.

Множественное сращение на лицевой стороне можно прикрыть накладным элементом, но лучше избегать таких узлов. На этапе разработки проекта надо учесть количество и местоположение подобных сращений.

После пайки и отбела проверяем прочность соединений. Завершённое изделие подвергается чистке и шлифовке.

Предыдущая запись Птицеводы
Следующая запись Шашлык

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Чтобы отправить комментарий, разрешите сбор ваших персональных данных .
Политика конфиденциальности

 
Яндекс.Метрика