Объёмная скань

skan2

Развёртки

В прошлых статьях было рассказано об основной технике филиграни — ажурной скани. Хорошо освоенная, эта техника будет базовой для других более сложных приёмов сканного ремесла.
Инструменты и материалы, которые потребуются для освоения новой техники, те же, что и в прошлых работах, но добавился и специальный инструмент:

  • Шперак.
  • Анка и пунзела.
  • Свинцовая пластина.
  • Пружинный пинцет.
  • Шинные щипцы.
  • Желобковые щипцы.
  • Большой молоток.
  • Деревянный молоток.

Объёмная скань — это плоская скань, свёрнутая или сформированная в какое-то объёмное тело: конус, сферу, цилиндр. Рассматривая этот вид филиграни в таком контексте, к нему можно отнести простые браслеты и кольца в форме замкнутой ленты — цилиндрическая форма. На их основе покажем процесс спаивания подобных изделий.

В технике объёмной филиграни, или объёмной скани выполняется большое количество различной ювелирной продукции: шкатулки, ларчики, конфетницы, которые конструируются из параллелепипедов, кубов и пирамид; чаши, стаканы, кубки — из конусов, цилиндров и полусфер; подвески, кулоны, серьги, броши — из сфер, усечённых конусов и цилиндров; браслеты, колье, гривны и перстни — из групп серповидных, конических и петлеобразных объёмных сегментов.

К изделиям объёмной скани часто относят предметы, выполненные в технике: скань на металле, металлопластика, многоплановая скань. Сочетание различных техник обогащает объёмные изделия, оживляет их контур, оттеняет блеском металла ажурность сканных долей.

Однако проектирование этих изделий базируется на ведущих в этой декоративной композиции объёмных сканных сегментах. Поэтому рассмотрим 2 варианта эскизирования вещей с использованием техники объёмной скани.

Первый вариант проекта; все изделия представляют собой один объёмный сегмент, который должен отвечать следующим требованиям:

  1. во-первых, узор должен быть тщательно продуман по соразмерности деталей и частот соприкосновения их друг с другом (плохо скрепленные элементы при формировании «выскочат» из спаянной заготовки, а толстое сращение нескольких гладевых и сканных проволочек не примет плавной общей формы всей заготовки);
  2. во-вторых, форма, выбранная для всего изделия, должна быть завершённой (конус, кольцо, стакан, полусфера и т. д.), т. е. создавать у зрителя ощущение устойчивости, геометрической целостности;
  3. в-третьих, орнаментальное наполнение развёртки должно отражать особенность декорируемой им основы (ритмически повторяющийся узор в кольцах и браслетах, спиральный или секторальный узор в полусферах и сферах).

Второй вариант проекта: всё изделие состоит из отдельно собранных сегментов — должен удовлетворять уже другим требованиям:

  1. во-первых, узор, наполняющий каждый сегмент, не должен мешать целостному восприятию всего изделия, поэтому на начальном этапе проще набирать весь орнамент внутри сегмента дорожкой;
  2. во-вторых, составляющие изделия сегменты должны быть соразмерны и в совокупности представлять статичную декоративную композицию (на начальном этапе — простые формы: цветок, букет, гирлянда);
  3. в-третьих, соединения сегментов должны быть тщательно припасованы и спаяны, чтобы не нарушить декор изделия, не привлекать внимания зрителя к местам сращения.

Прорисовывая орнамент для первого варианта изделия, необходимо, так же как и в ажурной скани, продумать количество и расположение гладьевых элементов. Они не только будут ведущими в отделке благодаря своим оптическим свойствам, но и при формовании «потянут» за собой узор, т. е. при равномерном их расположении будут сохранять заданный контур, а в противном случае будут способствовать искажению этого контура.

Зернь в первом варианте объёмной скани размещается так же, как и в ажурной скани, а во втором варианте подчёркивает общий ритм сегментного узора или прикрывает места соединения отдельных долей.

Из разработанного эскиза выделяем развёртки (выкройки) сегментов. Для этого на основе эскиза делаем проект — модель из плотной бумаги. Выкраивание бумажных развёрток поможет лучше выяснить размеры и формы предполагаемых плоских сканных наборов. Выверенные в бумажной модели развёртки обрисовываются на отдельном листе и разрабатываются внутри образовавшегося контура рисунок филигранных элементов.

По разработанным выкройкам подбираем вальцованную гладь и скань. В целом требования по подбору проволочек соответствуют требованиям к ажурной скани, но существуют и свои особенности:

контурная гладь, окаймляющая сегмент в сечении, должна быть близка к форме квадрата — это позволит ей пластично и равномерно изгибаться в любом направлении при формировании;

для сегментов общей площадью от 1 до 3 сантиметров наиболее приемлема высота проволочек (Н) от 0,6 до 0,9 см, а при площади от 3 до 8 см — от 0,9 до 1,2 мм (в противном случае маленький сегмент, набранный крупными проволочками, будет противиться формовке, а крупный сегмент, набранный тонкой проволочкой, будет слаб и быстро помнётся при эксплуатации вещи);

для выкроек кольца и браслета лучше выбрать окаймляющую гладь прямоугольного сечения, где высота всех проволочек сечения меньше ширины сечения этой глади, а такой ободок придаст изделию необходимую жесткость и упругость.

На эскиз развёртки накладывают трансформаторную бумагу или целлофан. Набор контура и элементов проводим так же, как и в ажурной скани, с одной особенностью: при использовании обводной толстой глади все повороты выполняем по плавной кривой.

Для выполнения прямых и острых углов запиливаем надфилем насечку, которая ослабляет пруток в месте сгиба.

Дальнейшее наполнение и пайку проводим так же, как и раньше, не напаивая только зернь соединительных трубок и колец. Заготовки будут подвергнуты после пайки формованию, которое деформирует кольца и трубки, нарушит их местоположение. Хорошо пропаянным развёрткам необходимо придать форму, соответствующую предварительному общему эскизу изделия.

Подробнее разберём технологический процесс изготовления ленточного кольца. Полоску сканного набора после пайки сворачиваем шинными щипцами. Плоскогубцами придерживаем противоположный конец развёртки. Скручивание заготовки лучше проводить в 2-3 приёма с промежуточным отжигом.

Наибольшее напряжение возникает в местах соединения элементов. Отжиг способствует восстановлению пластических свойств припоя. В процессе изгибания наборной ленты проверяется качество пропайки элементов: слабые звенья нарушаются — их необходимо сразу пропаять, не продолжая скручивания. В противном случае может измениться конфигурация ячейки, которую занимал элемент в этом изделии.

В качестве опоры при монтировке детали можно использовать свёрнутый в рулончик листовой асбест. Он позволит удержать отформованную заготовку в нужном для пайки направлении и сохранит вложенный элемент на одном уровне со всем сканным набором.

Согнутое кольцо стягиваем биндрой и проводим пайку. После отбеливания спаянное кольцо правим на конусе шперака или на ригеле деревянным молотком. Удары должны быть несильными, но частыми, чтобы выправить цилиндрическую форму изделия, не смяв рисунок сканного узора.

На готовое изделие напаиваем зернь и, если это необходимо, соединительные звенья.

Формирование конусных овальных и спиральных развёрток в объёмное тело выполняется таким же образом. По — иному выправляются только полусферические и сферические изделия. Подобные формы выполняются двумя способами: лепестковый набор сегментов с последующей формовкой в анке пунзелами; непосредственный набор элементов на точеном полусферическом асбоцементном шаблоне.

Лепестки в первом варианте спаивают в основании. Цветок формируют пунзелами до соприкосновения лепестков, соединения спаивают. Окончательная формовка проводится на деревянном или металлическом шаблоне.

Второй вариант рассмотрим подробнее.

Шаблон из асбоцемента выполняют точением или набором влажного асбокартона на деревянную полусферу меньшего диаметра (по типу папье — маше). Первое предпочтительнее, так как позволяет при наборе элементов опираться на твёрдое основание. Если конечное изделие представляет собой сферу или яйцо, то шаблоны изготавливают по экватору, который является основанием болванки.

Контурную гладь, лежащую по экватору, лучше предварительно спаять, тогда она станет надёжным основанием для последующих элементов. Набор элементов начинаем с толстой дорожки или глади, которые «разобьют» сферическую поверхность на сектора. Эти основные элементы придадут прочность куполу, а заполнение отдельных секторов облегчит задачу декорировки поверхности.

Крупные элементы плохо прилегают к выпуклой поверхности, поэтому до монтировки их отформовывают в анке пунзелом. При отсутствии подходящей лунки в качестве основы при
выколотке может быть использован свинец.

Располагая элементы, продумываем возможное размещение шариков. Они должны подчёркивать направление и строй филигранного орнамента, но в то же время не торчать на изделии отдельными шиповидными наростами, которые создают впечатление репейника.

При спаивании полусферы необходимо плавно и paвномерно прогреть мягким пламенем. Процесс спаивания элементов лучше начать снизу, прочно сцепив припоем контурную гладь и несущие основной узор элементы. Спаянную сферу снимаем с шаблона при слабом равномерном прогреве до плавления флюса. Отбел и проверку стыков деталей проводим в обычном порядке. Правку полусфер проводим в анке или на свинце пунзелами.

Предыдущая запись Кислотно — щелочнообразующие продукты
Следующая запись Метёлка

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Чтобы отправить комментарий, разрешите сбор ваших персональных данных .
Политика конфиденциальности

 
Яндекс.Метрика