Поиск
Продолжение интервью с Михаилом Борисовичем Пиотровским об Эрмитаже и его жизненном выборе.
В каких отношениях Эрмитаж с современным искусством? Покупает ли музей современные произведения? Будет ли у вас экспозиция современного искусства?
Если иметь в виду уровень Эрмитажа — современное отечественное искусство — это пока не то, что нужно покупать. Покупать же иностранные коллекции современного искусства невозможно потому, что они безумно дороги. Выход один — делать выставки. И мы делаем их и всегда делали — выставки признанных западных художников... Хотя это также требует и денег, и организации, но у нас получается. Такая же традиция есть и на Западе: есть музей классический, а есть музей современного искусства, как центр Помпиду во Франции, как Галерея Тейт в Лондоне.
Мы выбрали свой способ сотрудничества с крупнейшими музеями мира. У нас есть договорённости с музеем Мом, например, это музеи современного искусства в Нью — Йорке. У нас есть даже программа «Комната Мом в Эрмитаже». Состоялась уже третья выставка. Мы не выставляем много: всего две — три вещи. Скажем, одна картина Поллока и десять его литографий. Но зато какой Поллок! Последняя картина Поллока, его шедевр! Я думаю, это первая или вторая большая работа Поллока, которую показывают в России. Это событие.
Более обширное соглашение мы подписали с музеем Гуген — хайм, откуда к нам уже привозились вещи, но по одной — две. Мы думаем наладить регулярную систему обмена не картинами, а прямо «комнатами». Скажем, будет у нас в здании Главного Штаба (его скоро займёт Эрмитаж) комната -галерея Эрмитаж — Гугенхайм. А в здании музея Гугенхайма будет галерея Гугенхайм — Эрмитаж.
Там, в Нью-Йорке, мы хотим показать классическое искусство из наших коллекций, оно будет дополнять, так сказать, «безумие» их современного искусства. А у нас они разместят на долговременной основе вещи из своей коллекции. У нас будет зал «поп — арта», зал абстрактного экспрессионизма и так далее. Это будут их вещи, и они будут долго показываться.
Нашими они, наверное, никогда нс станут, хотя, как знать, может, когда — то их нам и подарят.
Будет такой обмен шедеврами из великих коллекций великого музея и из коллекций других музеев мира. Это — новый подход к музейному делу, подход двадцать первого века. Ведь всё большие коллекции классического искусства уже собраны. Для таких музеев, как наш, собирать современное искусство, которое ещё не проявило себя так мощно, как классическое — это немного не по профилю.
Наша задача — показывать то, что уже заняло своё место в истории культуры. Но вот объединять коллекции, демонстрировать на долговременной основе то, чего у нас нет — это задача иная. Эрмитаж охотно идёт тут навстречу.
Это и будет наш вклад в современное искусство. Мы вообще стараемся двигаться какими — то своими путями, предлагаем нестандартные рецепты в разных областях. Например, в подходе к художественным задачам современного искусства; или в отношениях с церковью; или в том, что связано с трофейными вещами. Во всём мы стараемся найти что — то такое, что имело бы некий знак Эрмитажа, нечто, про что можно сказать — вот Эрмитажное изобретение.
Как появляются и появляются ли новые экспонаты в собрании Эрмитажа? Раз мы в гостях у Пиотровского и берём интервью у Михаила Борисовича Пиотровского, предоставим ему слово.
Как? Разными путями. Но появляются регулярно. В рамках наших финансовых возможностей мы покупаем, покупаем и покупаем. Приобретена большая коллекция русских миниатюр. Приобретена на деньги, которые мы заработали сами. Приобретаем мы также большую коллекцию военных костюмов. В большом количестве вообще приобретаем произведения прикладного искусства. Кое — что нам дарят. Есть замечательные дарители. Выло у нас и чудо, когда пришли средства, выделенные Борисом Николаевичем Ельциным, специально на музейные покупки.
Сначала они были выделены Эрмитажу, потом стали давать и другим музеям. Средства были выделены именно на приобретения, и это очень мудро. Хотя иногда и говорят: «Ну чего им ещё приобретать? Они и так показывают пять — шесть процентов из того, что имеют!» Это неправильно.
Задача музея не только в том, чтобы показывать, но и чтобы хранить вещи. В нужный момент, когда в этих вещах будет потребность, надо, чтобы они у тебя были. Ведь это всё вещи, связанные с нашей историей. Они обществу нужны, вот как нужны!
И музей может эту потребность общества удовлетворить. Многое из того, что мы показываем на выставке «Николай и Александр», например, очень долго находилось в запасниках, никто не думал, что когда — то эти вещи станут нужны, что их выставят на обозрение. Подумаешь, личные вещи императора! А вот хранились, хранились — и «дохранились».
Так вот, тогда на деньги, выделенные президентом, мы купили несколько прекрасных картин, которые продолжили галерею Щукина и Морозова. Мы купили тогда знамя Преображенского полка времён Елизаветы Петровны, купили китайские бронзы, то есть мы смогли заполнить свои какие — то лакуны, вернуть из — за границы некоторые наши исторические и художественные святыни.
Мы стараемся организовывать сейчас наш бюджет, учимся считать деньги. У нас есть возможность выделять что — то каждый год на приобретение музейных ценностей. Так что, фонды у нас всё время пополняются, и в годовом отчете проставляем всякий раз соответствующие цифры.
Как известно. Эрмитаж проводит ежегодно множество интереснейших научных конференций
— Да, у нас бывает за год более десятка разных конференций, это очень важная часть нашей работы.
Сейчас люди уже как — то находят деньги, хотя денег больше не стало, но, видимо, научились выходить из ситуации, выкраивать, правильно сосчитать деньги и приезжать на конференции.
У нас была большая международная конференция, несколько экзотическая — «Всё о военной музыке». В сентябре состоялась конференция — встреча директоров художественных музеев со всего мира. Эта ежегодная встреча на этот раз была в Петербурге.
Или вот наши археологические сессии. Была сессия по реставрации и технической экспертизе памятников искусства. У нашего города и вообще в России очень интересный опыт по технической экспертизе.
Так что, это вот тоже часть нашей жизни — сейчас трудно издавать книги, а живое общение очень важно. Вот я занимаюсь Востоком, там личное общение — это традиция, его никакой книгой заменить невозможно. Живое общение сохраняет культуру, знания. Потому что культура не передаётся, так сказать, генетически. Это возможно только через книги и в прямом общении. Поэтому мы стараемся как можно больше общаться. Наши пресс — службы очень активно работают.
Что бы Вы хотели посоветовать тем ребятам, которые в первый раз попадают в Эрмитаж — и тем, кто в Эрмитаже уже не раз бывал?
Тем, кто в первый раз придёт в Эрмитаж, побываете в гостях у Пиотровского, вспомните это интервью с Михаилом Борисовичем Пиотровским, он советует просто походить, побродить, «разинув рот», идти, куда ноги несут, и не слушать, когда говорят: «Иди туда, иди сюда».
Ничего, можно зайти в кафе, а потом пойти в залы, из залов опять в кафе или в магазин — и обратно. Потому что нет ничего более замечательного, чем открывать для себя Эрмитаж. Именно открывать самому себе. Здесь для человека любого возраста, любого уровня образования, любого уровня интересов — столько всего!
Изумительные полы, замечательные картины, потрясающие археологические древности. Есть, наконец, замечательные виды из окон, которых ни в одном музее мира не увидишь — всё есть; и даже люди по залам ходят замечательные.
А тем, кто уже бывал в Эрмитаже, у меня два пожелания: одно — прийти специально посмотреть одну вещь. Вот взять и придти ещё раз только для этого, вспомнить, где она висит, дойти до неё и посмотреть. Дети ходят в Эрмитаж бесплатно, так что проблемы никакой нет. Может, ещё не все знают, что дети и студенты ходят в Эрмитаж бесплатно, ничего платить за вход им не надо.
А второе пожелание — это как бы игра в Эрмитаже. Ведь у нас всё время меняются экспозиции. У нас вещи уезжают, приезжают, идут в реставрацию, хранитель что — то перевешивает. Практически почти ни один зал не бывает всегда абсолютно в одном и том же виде.
Так вот — хорошо походить сюда и попроверять себя — изменилось ли что — нибудь? Я, помню, сам в такую игру играл, наблюдая, какие картины «переехали», какие исчезли (потому что уехали на какую — то выставку), какие появились. Вот так развлекаться поиском — это замечательно!