Поиск
В наше время как никогда возрастает интерес как к традиционным видам народных промыслов, так и профессиональному декоративно — прикладному искусству: резьбе по дереву, изготовлению украшений, камнерезному делу, инкрустации и керамике.
Важной причиной роста интереса является то, что в век поточного производства и высоких технологий особенно дорого ценится всё рукотворное, уникальное в своем исполнении. Изделие, прошедшее через руки мастера, согрето чувством и мыслью художника, оно несёт в себе заряд добра, который привносит творец в свою работу, прежде чем передать ее будущему владельцу.
Поэтому смогли возникнуть и снискать всеобщую любовь исторически сложившиеся центры народных промыслов: Мстера, Городец, Палех, Хохлома, Ростов — Ярославский, Красное село, Дулево, Великий Устюг и другие.
Ювелирное искусство притягивает к себе своей зрелищностью, изяществом и чистотой. На этом виде декоративного искусства, как на оселке, многие художники и любители желают испытать свои силы в изготовлении украшений.
Многие высшие и средние учебные заведения открывают отделения, которые призваны подготовить ювелиров — профессионалов. Всё это подтверждает возрастающий интерес к этому сложному виду художественной работы с металлом. Актуальной становится задача преподавания и самостоятельного изучения основ златокузнечного мастерства.
Самостоятельно изучить и освоить процесс изготовления украшений возможно. Главное — интерес, проявляемый к этому виду искусства. Однако начинающий ювелир сталкивается с рядом непреодолимых трудностей:
Обучение ювелирному делу и состоит в том, чтобы помочь будущему мастеру заложить первые кирпичики в фундамент его знаний в изготовлении украшений. Первые умения и навыки в обработке металла начинающий ювелир получает при изготовлении и подборе инструмента.
Пристальное внимание, которое обращают педагоги среднего и высшего звена системы образования на обучение ювелирному делу и особенно филигрань, объясняется тем, что в процессе их освоения учащиеся приобретают общие умения и нарабатывают навыки работы с металлом.
Технологический процесс изготовления филиграни включает в себя гибку, формовку, резку, опиливание, сверление, шабрение, шлифовку и полировку металлов.
Последовательное и направляемое педагогом выполнение всех этих операций приводит к изготовлению функционального предмета (украшения).
Наряду с общими умениями и навыками учащиеся приобретают и специальные — технические и художественные. Таким образом, занятия ювелирным делом комплексно решают многие задачи эстетического воспитания обучаемых.
Получение знаний и умений от педагога ювелирного дела — процесс намного более эффективный, чем самостоятельное его изучение. Педагог помогает на каждом этапе в освоении сложного процесса, используя свой учительский и практический опыт.
Наставник вовремя предугадывает непреодолимое для обучаемого препятствие и управляет деятельностью по преодолению возникшей трудности в изготовлении украшений. Воздействуя на личность учащегося, педагог формирует его интересы, потребности и художественный вкус.
На первых порах, выступая в качестве контролирующего органа в обучении ювелирному делу, учитель развивает умения планировать и самостоятельно контролировать собственную деятельность ученика.
Тем не менее самостоятельные виды работ являются основными в процессе освоения сканного дела. Педагог даёт только теоретические установки, практические советы в процессе выполнения, но изделие изготавливается самим учащимся.
Расширение практического опыта начинающего ювелира даёт ему уверенность в собственных силах. При выполнении работ по изготовлению украшений учащийся сознательно стремится к достижению поставленной цели, которая определена преподавателем.
Учебная деятельность в обучении ювелирному делу охватывает группу учащихся, объединённых общими интересами. Исследования показали, что продуктивность процессов познания значительно повышается в совместной, коллективной деятельности. Это ещё одно из важных преимуществ педогогического руководства над самостоятельным освоением основ ювелирного дела.
Художественный язык ювелирной пластики имеет различные уровни сложности. Он очень условный и специфичный, часто композиции украшений строятся из отвлеченных декоративных элементов на плоскости и в пространстве.
Обучение ювелирному делу должно идти по принципу «от простого к сложному», когда соблюдается зависимость степени сложности заданий от технических навыков, характера восприятия и образного мышления того, кто желает постигнуть секреты сканного дела.
Выполнение ювелирных изделий сопряжено с рядом технологических трудностей, первая из которых — это подбор и подготовка инструмента. Не существует готовых наборов для ювелира — сканщика, поэтому первые занятия имеет смысл направить на то, чтобы студенты самостоятельно подготовили себе простейший комплект: корнцанги, кусачки — бокорезы, круглогубцы, пинцет для набора скани, титановую палочку.
Инструмент для изготовления украшений готовится на основе общих требований, предъявляемых к такого рода оборудованию, но с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика. На занятиях уже начинается оттачивание мастерства будущего ювелира потому, что нельзя добиться удовлетворительного качества работы, выполняя её непригодным для этого инструментом. Здесь же студенты изучают основные приёмы работы с металлом, которые неоднократно будут повторяться при исполнении уже художественных работ.
Задания по изготовлению украшений тесно связаны между собой. Подготовка хорошего мастера — филиграшцика подразумевает обязательное усвоение каждой темы всеми учащимися. Так, например, изучение и выполнение работ по теме «Полихромные композиции» невозможно без предварительного знакомства с основами металлопластики.
Именно в процессе освоения этой темы студенты не только учатся проектировать изделия из листового металла, но и должны выполнить практическую работу в материале в технике скань на металле. В дальнейшем, занимаясь разводами по скани, они уже применяют полученные знания и навыки подготовленной ячейки для раскладки эмалевой массы.
Аналогичным образом эта взаимосвязь заданий проходит через весь план обучения ювелирному делу.
Каждое практическое задание — это ступень в понимании и решении определённых изобразительных, декоративных и образных задач. Оно помогает художнику правильно подобрать материал и технику исполнения, соответствующие образному решению данной композиции и его миропониманию.
Организация и последовательное изложение тем в программе обучения ювелирному делу подчинены этой цели. От занятия к занятию возрастает степень композиционной сложности, когда проектируется и выполняется вначале украшение, построенное на основе симметричного орнамента в круге, в квадрате. Затем вводится понятие «раппорт», рассматривается композиция узора в полосе и далее — асимметричные композиции, не ограниченные каким — либо контуром.
Будущему мастеру прикладного искусства необходимо уделять серьёзное внимание композиции своих изделий. От этого во многом зависит успех его карьеры не только как ремесленника, но и как художника — творца. Создать нечто новое, действительно оригинальное и самобытное можно только в том случае, если хорошо изучены, осознаны и свободно приминаются уже сложившиеся типы композиций украшений, виды украшений и их традиционная орнаментика.
В противном случае, пытаясь сделать творческую заявку, начинающий художник будет «изобретать велосипед», постоянно натыкаясь на аналогичные изделия, выполненные более профессионально.
В этой связи, необходимо подчеркнуть, что для ведения занятия в стенах учебного заведения необходимо дополнить предложенный курс практических работ,