Ювелир

yuvelir

Ювелирная обработка

Филигранное дело как вид ювелирного искусства упоминается во многих учебниках и научных трудах. К сожалению данному способу создания украшений уделяется мало внимания. В специальной литературе охватывается весь материал по производству ювелирных изделий, а по сканному делу даны лишь отрывочные сведения. В других источниках представлен материал исторического и искусствоведческого содержания, который не систематизирован для использования.

Промышленная революция, механизация многих отраслей, удешевление ювелирного производства и перерастание его в бижутерию ведёт к упадку художественного вкуса и эстетического уровня выпускаемых изделий. Поэтому необходимо осваивать классические техники ювелирного дела — это даст возможность современным художникам изучить наследие мастеров предыдущих поколений и создать достойные своего времени украшения.

Прилежность и настойчивость, способности в рисовании и черчении, художественный вкус и чувство композиции — это главные и важные предпосылки для хорошего овладения ювелирным ремеслом.

Ювелир начинает изготовление изделия с подготовки всех материалов для своей работы, а заканчивает полной обработкой изделия. Ювелир обязан знать свойства благородных металлов, способы ювелирной обработки, процесс плавки и образования сплавов в соответствии с их характеристиками, назначение и разновидности оборудования, инструментов и иных приспособлений, основные свойства полудрагоценных и драгоценных камней и их имитаций, соблюдать условия труда и технику безопасности.

Ювелир обязан освоить все стадии технологического процесса и техники ювелирной обработки, уметь рационально использовать материалы для работы. Драгоценности нельзя ни создать, ни починить однообразно, по шаблону, работа должна быть выполнена индивидуально.

Наряду с этим возникли й другие виды ювелирной обработки этих металлов — чеканка, литьё, травление, — которые составили промежуточные стадии обработки металлов перед подготовкой скани, а в дальнейшем органично слились с техникой скани.

Этот вид ювелирной обработки постепенно совершенствовался, находя все более сложные и интересные формы декоративной выразительности. Вначале была фоновая скань, затем перешли к бесфоновой филиграни, к объёмной, просечной, многоплановой, с включением черни, гравировки и уже современного вида — металлопластики.

В этой краткой статье даны первые представления об основных видах ювелирных работ и ювелирной обработке.

Плоская — ажурная скань. Прежде всего надо разработать эскиз изделия. Готовый эскиз остро отточенным карандашом переносят на бумагу — шаблон. Затем либо накладывают на шаблон прозрачную трансформаторную бумагу, либо сразу рисуют на папиросной или простой тонкой бумаге, чтобы при пайке, сгорая, бумага не «потянула» рисунок.

Далее изгибают и наклеивают на рисунок внешнюю рамку или основные несущие элементы изделия гладью или крупной сканной проволочкой, таким образом упрочняя основу или рамку изделия. Для крепления лучше использовать клей БФ-2, БФ-б, или нитролак.

Следующий этап — расположение предварительно изготовленного каста (оправы) и наклейка его. Затем набирают основу узора.

Завершается набор заполнением узора мелкими деталями. Готовый узор переносят на намелованную металлическую пластину, привязывают биндрой — тонкой нихромовой проволочкой.

Чтобы при пайке отдельные элементы изделия не вышли за общую плоскость и не сгорели в пламени, их смачивают водой или флюсом и посыпают порошком припоя.

Пайка ведётся мягким, большим пламенем, затем прогревают всё изделие, при этом пламя делают более жестким и «разгоняют» припой по стыкам.

После этого изделие освобождают от биндры и отбеливают в 10%-ном растворе серной кислоты с небольшой добавкой хромпика. При непропайке операцию повторяют. Готовое изделие отбеливают в 10%-ном растворе серной кислоты. Ажур орнамента получается прозрачным.

Скань на металле отличается от вышеописанной технологии лишь наклейкой узора (у нас — нейзильбера, меди) на лист и привязкой биндрой прямо на листе с последующей пайкой и отбелом. Скань на металле использовалась как самостоятельно, так и под перегородчатую эмаль. Узор напаян непосредственно на пластину.

Объёмная скань готовится по развёрткам, полученным с предварительной модели. Развёртки набираются подобно одноплановой скани.

Сферу получают при предварительной наборке двух полусфер на болванках. Затем сферы или развёртки стягивают биндрой и паяют. После пайки — очистка в отбеливающем растворе. Изделие состоит из объёмных завитков и элементов.

Многоплановая скань, в отличие от других её видов, собирается отдельно с постепенной пайкой. Сначала набирают фон под скань первого яруса. Этот фон почти не отличается от одноплановой скани, только рисунок узора более упрощённый и набирается, как правило, только из скани. Очень редко в фоне используется гладь.

По спаянному фону набирается из отдельных элементов верхний ярус, как правило, из более плотных, не плоских, а кованных деталей, гладью и реже просто круглой сканной проволочкой. Вновь проводится пайка, но уже более легкоплавким припоем. Значительный момент — пайка зерни. Затем отбел и окончательная доработка. Украшение напоминает слоёный пирог.

Зернь — самая сложная техника ювелирной обработки. Она всегда считалась вершиной мастерства ювелира — филигранщика.

Заключается в наборе шариков на пластину металла. Простейший узор набирается из шариков одной величины. Самое сложное — это набор шариками, различными как по величине, так и по цвету (золотыми, серебряными, разных оттенков). Основа — выкройка из металла — кернится и набирается шариками. Затем проводится пайка и отбел.

Кованная скань. Изделия в такой технике набирают из толстой глади или крупной скани, которую скручивают, плетут при постоянном нагреве всего изделия, чтобы облегчить скручивание толстых проволочек. Эта техника довольно простая по рисунку, но тяжелая в исполнении.

Металлопластика — одно из современных направлений в ювелирном искусстве, когда из пластин металла художник, применяя ковку, гибку, филигрань, гравировку, создаст ювелирные изделия. Эта техника ювелирной обработки отличается большой свободой выражения и не имеет каких-то канонов в процессе работы, аккумулируя в себе все существующие виды ювелирной техники.

Работу над металлопластикой начинают с подготовки эскиза на бумаге. Затем по эскизу из бумаги делают развертку, переводят её на металл и вырезают. При создании выкройки из бумаги надо учесть, что металл более пластичен, чем бумага. Заготовки гравируют, состыковывают и паяют, затем на них наносят орнамент или создают фактуру (неровность) поверхности.

Сочетание полированных и насечённых плоскостей, филиграни и потёков металла от плавки создают контраст и большую художественную выразительность.

Плоскости металла подвергают ковке, при этом появляется контраст выпуклых и вогнутых поверхностей.
Отдельные детали подвергаются ковке неравномерно. Это даёт возможность в орнаменте постепенно переходить от широких плоскостей к небольшим, тонко орнаментированным деталям и звеньям цепочки.
Законченное изделие отбеливают, чистят и полируют. В металлопластике применяют оксидирование изделия с частичной полировкой для выявления основных деталей, так как полированные части изделия выделяются на общем фоне.

Чеканка — древняя техника исполнения ювелирных изделий, ювелирная обработка, при которой рисунок на листовом металле получается выколоткой углублений и выпуклостей пуансонами разной конфигурации.

Перегородчатая или выемочная эмаль — это по сути близкие виды. Углубления заполняются порошкообразной цветной эмалью с последующим расплавлением, только в первом случае углубления получают напайкой перегородок на пластину, а во втором — гравировкой на пластине металла, литьём или травлением.

Финифть — роспись по металлической пластине, покрытой белой эмалью, отформованной согласно замыслу художника. Роспись ведется надглазурными красками. Для разведения их используются глицерин и скипидарное масло. Техника схожа с акварелью, только с последующим обжигом.

Чернь — техника, родственная выемочной эмали, так как углубления получают гравировкой или травлением, а затем заполняют специальным составом, близким к эмали, только абсолютно чёрного цвета и лучше соединяющимся с основным металлом, так как в состав смеси входит этот металл. Чернь делают только на серебряной основе.

Гравировка применяется и как подготовительная операция, и самостоятельно. Суть гравировки — нанести риски различной величины, глубины и характера — овальной, прямоугольной, треугольной, выборке на пластине металла (плоская гравировка), а также в получении рельефного изображения удалением излишнего металла — обронная гравировка. Выполняется специальными инструментами — резцами по металлу (штихелями).

Литьё — очень распространённый вид изготовления ювелирных изделий, широко применяемый для их тиражирования.

В основе лежит техника центробежного литья по выплавляемым моделям. Изготовленная восковая модель заформовывается в жаропрочный состав. Затем саму модель выжигают, и образовавшееся пространство заполняют металлом с последующим высвобождением предмета из формовочной смеси.

Просечной металл. Классический просечной металл получают путем вырубания зубилом фоновой части рисунка. Ювелирные изделия в этой технике получают при выпиливании лобзиком. В результате остаётся ажурный орнамент из удалённых либо из неудаленных частей.

Для работы лобзиком предварительно засверливают места поворота пилки. Для облегчения движения пилки лобзика в металле в качестве смазки используют воск.

Просечной металл сочетается и с филигранью. В этом случае сканный узор набирается либо в просечную часть узора, либо напаивается на металл (скань на металле) с последующей просечкой деталей узора.

Травление — процесс получения рисунка углублением или опусканием фона в металле. Углубление получают также путем вытравливания металла кислотами. Ту часть узора, которую не нужно подвергать травлению, покрывают кислотоупорным лаком.

Предыдущая запись Ювелирное искусство России
Следующая запись Таиланд в мае

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Чтобы отправить комментарий, разрешите сбор ваших персональных данных .
Политика конфиденциальности

 
Яндекс.Метрика