Ювелирное искусство России

skann

Сканное дело

Огромное влияние на златокузнечное и сканное дело и его становление в Киевской Руси оказали визинтийские мастера. Талантливые русские ювелиры переняли высокое сканное мастерство и освоили технику перегородчатой эмали.

Аккумулирующим центром ювелирных ремёсел в XV веке становится Оружейная палата Московского Кремля.

Вместе с этим в XVI веке возникают и укрепляются ювелирные промыслы и сканное дело в Красном селе на Волге, Великом Устюге и Сольвычегодске. До начала XVIII века самым распространённым видом украшения были галуны или пуговицы, которые часто были намного дороже самой одежды.

В период с XVII по XIX век златокузнечное сканное дело в России идёт в русле развития западно — европейского искусства. Множество мастеров — ювелиров и огранщиков приезжает из Франции, Германии и Австрии.

Своё второе рождение в середине XIX века получает скань. Особенно это заметно в народном декоративном искусстве. Эти 2 направления в изготовлении украшений для знати и для народа долгое время развиваются параллельно.

На рубеже веков в России выпускают свою продукцию ювелирные фабрики Сазикова, Овчинникова и Постникова, становится популярной продукция знаменитых ювелиров фирм Хлебникова и Фаберже. Мастера этих фирм не только продолжали традиции русской скани, но и прославляли её на весь мир.

Революционные волнения в нашей стране и становление нового строя отрицательно сказались на развитии ювелирного искусства, сканного дела и филиграни в России.

Восстановлением утраченных традиций сканного дела занялись целенаправленно только в 50-е годы.

Содержание современного ювелирного искусства России определяет «натур — стиль» 50-70-х годов и «дизайн — стиль» 70-80-х годов. Оба эти направления не являются взаимоисключающими или ограниченными только рамками своего десяти- или двадцатилетия. Они органично переплетаются и взаимно сосуществуют в современном искусстве.

«Натур — стиль» 50-х годов возник и развивался после войны, когда в ювелирное искусство пришли новые молодые мастера. Ювелиры этого направления работали в Историческом музее под руководством М. М. Постниковой — Лосевой на примере подлинников. Их вдохновляли образцы древнерусского искусства.

Сканное делоСтилистически «натур — стиль» прошёл путь освоения традиций от Древней Руси через барокко, ампир, модерн. Характерными работами этого направления можно назвать работы московского ювелира Ю. Савельева и И. Шедова из Костромы.

Восстановив утерянные позиции, ювелирное искусство на некоторое время задержалось в своем развитии. Традиции передавались как сумма приёмов и мотивов, которые переносились на новое по типу изделие. Это привело к противоречию, в которое «натур — стиль» вступил со стилем жизни, образом и обликом наших современников: работы были явным подражанием классическим образцам.

Встала задача пересмотра позиций. К этому вынуждала и практика международных выставок, в которых ювелиры принимали участие.

В 70-е годы появляется «дизайн — стиль», который больше отвечал современной одежде, быстроте изменения моды, легче воспринимал технические, цветовые и пластические новшества, при этом творчески используя традиционные техники. Свободно комбинируя, используя старые мотивы и приёмы, он приобрёл новое специфическое звучание. Он стал органичным продолжением «натур — стиля».

Примерами работ в стиле «дизайн» можно назвать брошь Ф. Кузнецова «Иероглиф», заколку и кольца А. Семёнова.

В ювелирном искусстве наметились две тенденции. Одна осталась в пределах ансамбля костюма и меняется вместе с модой, другая взяла на себя самостоятельные задачи: определилась как вид декоративного искусства. Постоянным остаётся одно: произведение находится в кругу человека, оно живёт в тесной близости с ним, и отношение к нему остаётся сугубо личное.

В современном ювелирном искусстве России выделяются 6 ярко выраженных школ: Красносельская, Московская, Петербургская, Прибалтийская, Уральская, Дагестанская.

Работы каждой из школ отличаются друг от друга, это обусловлено территориальными, историческими и другими признаками.

В России старейшей школой сканного дела является, пожалуй, Красносельская. В этом краю, который славивился своими сканными изделиями ещё со времён Бориса Годунова, ярко выражается трепетное отношение к скани как «чистому» виду ювелирной техники.

Художники этой школы пользуются традиционными приёмами обработки, сочетания и орнаментовки ювелирных украшений, передающимися из поколения в поколение. Именно на базе этой школы после Октябрьской революции возрождалось ювелирное дело России. Она дала мастеров и явилась базой для развития всех остальных школ.

Второй в стиле исторических традиций можно назвать Дагестанскую школу. Мастеров этой школы отличает не только своеобразная техника черни по серебру, но и своя трактовка орнамента и вида ювелирного украшения. Сейчас мастера этой школы стали широко использовать цветную перегородчатую эмаль наряду с традиционной, национальной чернью и чеканкой.

Отличительной особенностью Уральской школы ювелиров является трепетное отношение к камню. Урал — кладовая каменных богатств — определил специфику ювелирных изделий. Эффектная подача, умелое использование камня в сочетании с металлом, преимущественное использование просечного металла и литья в изделиях отличают мастеров этой школы.

Художники — ювелиры Прибалтики в своих работах более тяготеют к современным формообразованиям. Стремление к новым выразительным формам, умелое использование цвета и фактуры материала, безупречное исполнение дают право говорить о воздействии прибалтийского ювелирного искусства на искусство других школ. Ярким признаком здесь также является частое использование янтаря, этого богатства Балтики. В ювелирных украшениях эстонцев и латвийцев можно найти аналогии с памятниками поздней готики — отличительной особенностью старых городов.

Яркой характеристикой Петербургской школы художников является построение пространственных композиций из ювелирных работ. В этой области петербуржцев можно назвать открывателями. Они первые предложили и разрабатывают идею использования ювелирных изделий для украшения современных интерьеров. Их работы находятся как бы на стыке ювелирно — прикладного и монументального искусства. Они отличаются большим пространственным масштабом и более смелым использованием различных материалов.

Московская школа ювелиров, являясь центральной ввиду своего местоположения, отличается тем, что активно аккумулирует достижения разных школ страны. Это объясняется тем, что здесь находился НИИ ювелирной промышленности, который, имея солидную базу сканного дела, смог разрабатывать и использовать новейшие достижения и исследования в ювелирной промышленности. Особое звучание придаёт московской школе близость народных художественных промыслов Ростовской финифти и палехской миниатюры, которые активно используются художниками в ювелирных изделиях.

Предыдущая запись Филигрань
Следующая запись Ювелир

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Чтобы отправить комментарий, разрешите сбор ваших персональных данных .
Политика конфиденциальности

 
Яндекс.Метрика