Устав царскосельского Лицея

litsey

Сравнение образования

19 октября — Лицейская годовщина. По традиции в школах города Петербурга проходят лицейские праздники, тесно от экскурсий в Царскосельском лицее. Вот какие статьи одиннадцатиклассников из 636 школы принесла Елизавета Юнина. Старшеклассники сравнивают пушкинский Лицей со своей школой.

Целью любого общеобразовательного учреждения во все времена было создание условий для развития человека, способного самосовершенствоваться в быстро меняющемся мире; не все учебные заведения в России сегодня отвечают этому условию.

Надо сказать, что сто — двести лет назад ситуация с образованием в России не только не уступала, но иногда была лучше сегодняшней. С одной стороны, было полно пансионов (похожие на них так хорошо описал Ч. Диккенс), с другой — были привилегированные гимназии и лицеи, попасть в которые было ой как не просто.

Представьте себе блестящего молодого человека начала XIX века в современном мегаполисе. Смешно? Мне тоже. Но это отнюдь не значит, что он не обладал качествами, необходимыми для того, чтобы выжить и преуспеть в то пушкинское время.

И это не значит, что тогдашняя система образования не была на уровне тогдашних проблем. Что же изменилось за прошедшие два века? Рассмотрим эти изменения на примере двух лучших учебных заведений, фаворитов двух разных эпох — Царскосельского лицея (основан в 1811 году) и бывшего Реформатского училища, сейчас это 636-й школа. Перед вами школьники в своих сочинениях дают сравнение образования Устава царскосельского Лицея и своей школы.

Как ни странно, уставы царскосельского Лицея и Школы имеют очень много схожих черт. Проведём сравнение образования. Образовательный процесс и там, и тут начинается для ученика со вступительного испытания. Уровень сложности определяется педагогическим коллективом. Переход из одного класса в другой сопровождается переводным испытанием.

В уставе царскосельского Лицея по этому поводу сказано:

«при ежегодном перемещении из одного класса в другой бывают открытые испытания по особенному приглашению».

Выпускники проходили государственную аттестацию (сегодня это — выпускные экзамены).

«В последнем году, пред выпуском воспитанников делается им строгое испытание во всех учебных предметах, коим они обучались в Лицее. После сего испытания Конференция, соображаясь с засвидетельствованиями Надзирателя по учебной и нравственной части о поведении воспитанников, назначается: с каким классом кто из них достоин быть выпущенным в службу Государственную и через Министра представляет о сем на усмотрение Наше» — то есть государя императора.

Так, согласно уставу, должен был проходить выпускной экзамен, причём выпускники, как видно из текста, автоматически зачислялись на государственную службу. В наше время такой привилегии у учащихся нет.

Интересно, что перечень изучаемых в Лицее дисциплин при сравнении образования почти полностью совпадает с перечнем предметов, изучаемых в 636-й школе. Добавляются только такие «новомодные» предметы, как информатика, история Санкт — Петербурга. Но вот где отличие — тогда курс «физических дисциплин» (физики, математики, химии, естественной истории) давался как дополнение к курсу гуманитарному (российская словесность, французский и немецкий языки, история, география), и у учеников формировалось лишь общее представление об этих предметах.

Сегодняшняя жёсткая действительность требует не общих представлений, но чётких знаний о том, что нас окружает, поэтому курс «физических дисциплин» в Школе занял равное положение с курсом гуманитарных наук.

Зато в Школе был упразднён такой лицейский предмет как нравственность — сегодня нравственность является необходимым условием существования любой школы.

А вот 78-я статья царскосельского лицейского устава:

«директор должен, сверх примерной жизни, иметь обширные познания в науках и языках, в Лицее преподаваемых, дабы мог правильно судить об искусстве учащих и успехах воспитанников».

Директор нашей Школы в полной мере отвечает этим требованиям лицейского устава: Светлана Дзамболатовна Кесаева, преподаватель английского языка с почти 40 — летним стажем, заслуженный учитель Российской Федерации, председатель экзаменационной комиссии по курсам «История отечества» и «История и культура Петербурга». Как в Лицее, так и в Школе учитель является образцом добродетели, примером для подражания.

В Лицее практиковались не только поощрения, но и наказания: «поощрения могут быть следующие: имена всех отличившихся отображаются на белой доске золотыми буквами и выставляются в классе; даются им книги с надписью директора и профессора той науки, в коей показали отличные успехи; при испытаниях определяются отличившимся золотые и серебряные медали», «наказания могут быть следующие: отделение в классе за особенный стол; имена ленивых выставляются в классе на чёрной доске белыми буквами; лишение общего стола, воспитанник сажается на хлеб и воду; уединённое заключение (таковое наказание отнюдь не должно продолжаться более трёх дней)». Ныне в школах вообще запрещены любые физические и нравственные наказания.

Честь и достоинство учителей и учащихся оберегаются Школой. Зато поощрения все такие же, как и в Лицее — медали, книги с надписью и т.д.

В Лицее, согласно его уставу, учитель был ещё и надзирателем, следившим за тем, чтобы учащиеся не отклонились от намеченной учебной программы и не занялись самообразованием.

В Школе, наоборот, провозглашена свобода Слова, Мысли и Информации. Самообразование всячески поощряется. Родители принимают участие в образовании ребёнка на равных правах со Школой. Имеются органы самоуправления, гарантирующие ученикам возможность участия в судьбе Школы, чего в Лицее не было.

Предыдущая запись Календарь Петербурга Александра I
Следующая запись Ровесник Лицея

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Чтобы отправить комментарий, разрешите сбор ваших персональных данных .
Политика конфиденциальности

 
Яндекс.Метрика