Вислые печати

Сфрагистика

Зимний дворец, где находятся экспозиции и фонды Государственного Эрмитажа, подобен драгоценной старинной шкатулке. Кроме основных парадных отделений, сверкающих позолотой и зеркалами, там есть много незаметных, а иногда и потайных ящичков.

В каждом из них хранится нечто из богатств русской и мировой культур. Некоторые вещи уже своим внешним видом бросаются в глаза, например те, что находятся в Золотой кладовой, другие менее заметны, а третьи — и вовсе трудно назвать ценными из — за их подчас невзрачного вида. Но это только на первый взгляд. Если научиться их понимать, то ценность их окажется очень значительной.

К «незаметным» богатствам Эрмитажа относятся и древнерусские вислые (то есть, висячие) печати Х — ХV веков, изготавливавшиеся, в основном, из свинца. В Западной Европе все печати назывались буллами, а свинцовые печати Византийской империи назывались моливдовулами.

Грамоты, к которым они подвешивались (чем удостоверялась их подлинность), по разным причинам были утрачены, а свинцовые вислые печати (около 3000) сохранились. Но некоторые из грамот — а писались они на пергамене — дошли до нас почти в идеальной сохранности.

Наравне с вислыми печатями в Древней Руси были и свинцовые пломбы, ими опечатывались товары. От печатей пломбы отличаются меньшим размером, отсутствием развёрнутых надписей (на пломбах ставились только отдельные буквы) и достаточно лаконичными изображениями, например, часто изображался трезубец. Свинцовые пломбы используются и до сих пор для тех же целей.

Изучением печатей занимается специальная историческая дисциплина — сфрагистика (от греч. сфрагис — печать). Хотя печати известны со времен Вавилона и древнего Египта, объектом научного изучения они стали недавно.

Русская сфрагистика как специальная историческая дисциплина сформировалась только в начале XX в. Отцом русской сфрагистики по праву можно назвать Николая Петровича Лихачёва (1862—1936 гг.) — замечательного русского учёного, академика, посвятившего свою жизнь изучению русской истории. Именно он впервые собрал большую коллекцию печатей (более 600, в том числе и византийских), описал, систематизировал и датировал их. Его перу принадлежат первые монографические исследования о древнерусских печатях.

Коллекция Н. П. Лихачёва стала основой собрания печатей Государственного Эрмитажа. Сегодня это собрание — одно из крупнейших в России (здесь хранится неопубликованный комплекс псковских актовых печатей, он насчитывает более 650 единиц). Николай Петрович собирал не только печати. В его особняке на Петрозаводской улице помимо великолепной библиотеки хранились самые разнообразные письменные источники со всего мира; украшением дома были древнерусские иконы (они потом значительно пополнили собрание икон Русского музея).

Коллекцию вислых печатей Н. П. Лихачев начал собирать еще в конце XIX в, с того времени он и начал заниматься сфрагистикой. Через комиссионеров он получал их отовсюду: из Парижа, Константинополя, Киева, но основные поступления древнерусских печатей шли из Великого Новгорода.

Где же в Новгороде находят печати? Большая часть их найдена не при археологических раскопках, а в виде подъёмного материала, т.е. на поверхности: после разливов Волхова печати вымываются из земли.

Особенно много печатей встречается в районе городища, находящегося недалеко от Юрьева монастыря. Предполагается, что в древности здесь располагалась резиденция новгородского князя, где хранился княжеский архив. Грамоты на пергамене не сохранились (возможно, сгнили), а свинцовые печати каждый год пополняют коллекции различных государственных собраний.

В чём же ценность этих свинцовых вислых печатей, невзрачных и небольших по размеру — а они бывают примерно такого же размера как старые 3 и 5 копеечные монеты? Своими рисунками, чаще всего с изображением святых и надписями (которые называются легендами) они в первозданном виде доносят до нас частицы нашей древней истории.

Оказавшись в руках исследователя, печать позволяет осязаемо соприкоснуться, например, с XI веком (от которого подлинников в виде первоисточников сохранилось очень мало) или XII — и решать различные вопросы нашей истории. Русские летописи, рассказывающие, например, о событиях того же XI века, дошли до нас только в рукописях XIV века. Понятно, что тексты претерпели большие изменения (поздние вставки, искажения, механические утраты и т.д.).

Все древнерусские свинцовые печати ценны, но среди них есть уникальные. К последним относится печать XI века, найденная в 1994 г. при археологических раскопках в Новгороде, с изображением портрета древнерусского князя Ярослава Мудрого (она находится не в Эрмитаже, а в Москве).

Портрет князи Ярослава на этой печати — редчайшее изображение светского лица, дошедшее до нас от XI в. Всматриваясь в портрет, обращаешь внимание на пышные, точно стрелы, расходящиеся в стороны усы и на почти полное отсутствие бороды.

Эти детали изображения напоминают литературный портрет деда князя Ярослава, знаменитого древнерусского воина — князя Святослава, который известен по хронике Льва Диакона:

«Святослав приплыл на место свидания в лодке по Дунаю, причём действовал веслом наравне с другими гребцами. Он был среднего роста, имел плоский нос, глаза голубые, густые брови, мало волос на бороде, длинные косматые усы. В одном ухе висела серьга, украшенная карбункулом и двумя жемчужинами».

Анализируя различные исторические источники, исследователи отдают предпочтение прежде всего первоисточникам, дошедшим до нас в подлинном виде, к каковым относятся, помимо свинцовых печатей, древнерусские монеты (златники и серебряники), надписи на стенах соборов и предметах, фрагменты архитектурных сооружений и их росписи, археологический материал.

Почему же они предпочтительны? Пояснить это можно на примере надписи на печати Ярослава Мудрого, где его титул обозначен как «князь русский». А ведь в летописях XIV пека Ярослав Мудрый почти всегда называется «великим князем».

Однако, если мы обратимся к русским историческим первоисточникам XI — XII веков, и, прежде всего, к печатям, то увидим, что в Древней Руси титула «великий князь» не было: все князья, в том числе и сидевшие в Киеве, назывались просто князьями. Титул «князь великий» появляется лишь в XIII веке, а титул «великий князь» становится общепринятым с XIV века.

Среди древнерусских печатей есть и не до конца понятые. К таким относятся печати (их около десятка) с надписью «дьне слово». Что это значит? Учёные по — разному трактуют смысл этой надписи: в словарях древнерусского языка слово «дьне» не встречается.

Возможен вариант прочтения и понимания смысла печати: «дьне слово» — это «данное слово», т.е. клятвенное слово о дарении (со времен Владимира Святого русские князья дарили, в основном, земли церквям и монастырям, известен даже тип древнерусских грамот — данные).

Печати позволяют делать настоящие научные открытия. Такое открытие сделал Н. П. Лихачёв при описании печатей князя Александра Невского. Печати Александра Невского относятся к патрональному типу печатей: на их лицевой стороне изображен святой — патрон её владельца (в данном случае святой Александр), на оборотной стороне — святой — патрон его отца (в данном случае святой Феодор Стратилат). Изображение двух святых дают имя и отчество владельца печати.

Князь великий Александр Невский является одним из самых знаменитых русских князей нашей истории, к тому же он — святой Русской православной церкви, а также покровитель Петербурга.

Но биография этого князя нам известна не полностью: русские летописи не сообщают, например, о времени его рождения. Дата его рождения, находящаяся в различных словарях и справочниках, появилась в XVIII веке на основе различных домыслов и предположений учёных. До того как были найдены и определены печати Александра Невского, мы могли только предполагать, в честь какого святого Александра (а святых Александров в русской церкви известно более десятка) он был назван.
Н. П. Лихачёв на основе изображения святого Александра на свинцовой печати правильно отметил, что это был святой Александр — воин, т. к. он изображён на коне с мечом в руке.

Основываясь на этом наблюдении, Н. П. Лихачев предложил своё решение вопроса о месяце и дне рождения Александра Невского. Если обратиться к древнерусским рукописям XIII в. (а их сохранилось достаточно много), содержащим перечни святых (минеи, прологи и т.д.), то окажется, что в XIII веке был известен только один святой Александр — воин — это Александр Римлянин, а его память чтится под 13 мая. Именно в честь этого святого и получил своё имя наш знаменитый князь Александр Невский.

Внести уточнение в биографию Александра Невского оказалось возможным только благодаря свинцовым печатям. Ценность свинцовых вислых печатей для русской истории очевидна. А большая часть вислых печатей хранится в Государственном Эрмитаже.

Предыдущая запись Византийская чаша
Следующая запись Пазырыкский ковёр

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Чтобы отправить комментарий, разрешите сбор ваших персональных данных .
Политика конфиденциальности

 
Яндекс.Метрика