Ремонт ювелирных изделий

remjnti

Поломки

Сейчас переходим к описанию поломок ювелирных изделий, требующих при ремонте определённых специальных навыков.

На этом этапе необходимо определить, из какого сплава изготовлен предмет. Для этого воспользуемся внешним осмотром и несложными реактивами.

Изделие, изготовленное из драгоценного металла, подлежит ремонту ювелирного изделия припоем того сорта и цвета, который соответствует данной пробе металла.

Даже если это недрагоценный металл, всё равно надо точно знать, из какого сплава изделие — серебра (без пробы) или мельхиора, алюминия или нейзильбера, латуни или анодированного алюминия, нержавеющей стали или хромированного лёгкого сплава на основе олова. От этого во многом зависит подбор припоя, способ реставрации или её принципиальная возможность.

Если требуется нагрев для соединения частей изделия, важно знать, изготовлено ли оно из материала, пригодного для пайки серебросодержащими припоями или необходимо провести пайку мягкими припоями на основе олова.

Легче всего спутать при визуальном определении золотые изделия и изготовленные из латуней определённых сортов; серебряные изделия и изделия из мельхиора и нейзильбера; покрытые никелем и серебром медные изделия и, соответственно, мельхиоровые и серебряные.

В качестве простейшего реактива для испытания применяется 3%-ный или 5%-ный йод. Если есть гальванические или иные виды покрытий на изделии, можно зачистить место для пробирования надфилем или шкуркой.

Анализ осуществляется так называемым капельным методом, когда на подготовленное поле изделия наносится несколько капель раствора.

На серебре и его сплавах йод оставляет коричневатый след, не стирающийся при прикосновении.

Мельхиор и нейзильбер, а также сплавы меди с цинком (латуни) под действием йода зеленеют, и пятно от раствора при прикосновении легко стирается.

Алюминий никак не реагирует с йодом, так же, как и золото, поэтому на них капля остаётся прозрачной, коричневатой и следа не оставляет.

В случае если для ремонта предложено изделие из алюминия и его сплавов, такой предмет ремонту с нагревом не подлежит, гак как трудно подобрать для такого сплава припой соответствующей температуры плавления. То же относится к изделиям из силумина и сплавов на основе олова.

Украшение, выполненное из мельхиора и нейзильбера, может быть оставлено для реставрационных работ только в том случае, если не имеет гальванических покрытий (позолоты, посеребрения). При термообработке эти покрытия могут быть нарушены, а восстановление их без соответствующего оборудования займёт больше времени, чем сам ремонт изделия.

Убедившись, что предмет изготовлен из благородного сплава (по пробе), необходимо выяснить, какое количество драгоценного металла содержится в данном сплаве. Проба выражается количеством граммов благородного металла в килограмме сплава.

Средством контроля для готовых изделий является пробирное клеймо, которое ставится на каждое изделие, выпускаемое на государственных предприятиях. Инспекции пробирного надзора, осуществляющие контроль, расход и учёт драгоценных металлов, проверяют изделие на соответствие данной пробе и имеют исключительное право на пробирное клеймение.

Большинство стран пользуются метрической системой проб из расчёта, что 1000-ная проба наивысшая, таким образом, клеймение идёт трёхзначным числом: 925, 916, 875.

В нашей стране метрическая система проб введена с 1927 г. До этого времени старой русской единицей проб был золотник, максимальное количество — 96 золотников. Проба в золотниковой системе — количество золотников в одном фунте. Один фунт равнялся 96 золотникам и соответствовал 409, 512 г.

В золотниковой системе для золотых изделий предусматривались 94, 92, 72, 56-я пробы. Серебряные изделия в разное время клеймили 94, 91, 89, 88, 87, 84, 82, 74, 72-й пробами.

Уменьшение количества чистого металла в сплавах понижает температуру его плавления, поэтому такое большое значение придаётся определению пробы драгоценного металла.

Для серебра используют в основном два типа реактивов: азотнокислое серебро и хромпик (двухромовокислый калий — красную кровяную соль). Более стойким при хранении является раствор двухромовокислого калия с добавлением серной кислоты: двухромовокислый калий — 9,4 г; серная кислота — 6,8 мл; дистиллированная вода — 100 мл.

Под действием хромпика серебро 600-й пробы оставляет тёмно — буро — красный осадок. Яркость пятна возрастёт с повышением пробы. На 875-й пробе бурые оттенки будут оранжевыми.

Дальнейшее изменение и повышение пробы серебра приводит к изменению цвета со сдвижкой в красную зону спектра. «Кровавый» цвет характерен для проб серебра выше 900-й.

Таким образом, определив вид и пробу металла и подобрав припой для реставрации, ремонта ювелирных изделий, мы можем приступить к анализу характера разрушения.

Вследствие долгого ношения изделие часто бывает покрыто пылью и загрязнениями. Это мешает достаточно тщательно рассмотреть место нарушения или излома.

В качестве универсального раствора для промывки и очистки изделия можно использовать смесь из 70% нашатырного спирта (25%-ного) и 30% любого пеномоющего средства или шампуня. Однако в исключительных случаях этот состав не может освободить предмет от наслоений, тогда изделие погружают в бензин Б-70 (для зажигалок) или протирают им.

Здесь необходимо особенно подчеркнуть, что ряд камнесамоцветных вставок: бирюза, малахит, янтарь и другие, могут быть разрушены этими составами или же поменяют цвет, потускнеют. Такие вставки перед очисткой нужно удалять.

Из поломок в ювелирных изделиях наиболее часто встречаются следующие: перелом швензы серьги; перелом шинки кольца в месте шва или выпадение элементов узора; порыв браслета в месте соединения; отпаялся замок броши, деталь узора, каст с мелкими кабошонами или гранёной вставкой; утерян один из шипов или корнеров в касте, что привело к расшатыванию камня.

Некоторые из перечисленных видов поломок можно исправить ремонтом ювелирных изделий с помощью специального оборудования, но не проводя пайку изделия.

При утере одного из корнеров, учитывая толщину материала каста, можно «поднять» металл штихелем с соседнего участка для формирования нового шарика.

Надлом одного из шипов в крапановой оправе можно исправить без пайки. Разжимаем остальные шипы для удаления камня. Крапаны в такого рода кастах обычно вырезаются достаточно высоко, поэтому есть возможность срезать все остальные шипы до уровня сломанного. Затем подрезать ступеньки штихелями или борами для посадочного места камня, чтобы камень не шатался. И, наконец, провести закрепку вставки.

Часто происходит разрыв браслета в месте соединения звеньев. Ось шарнира вылетает или ломается. Часть сломанной оси застревает в трубке шарнира. Её или выбивают с противоположной стороны иглой, или высверливают сверлом диаметром на 0,1 мм меньше, чем диаметр оси. В том случае, если смещение нового отверстия относительно старого невелико, остаток металла легко удаляется после сверления. Диаметр проволочки для оси подбирают в соответствии с диаметрами трубочек.

Ювелирные изделия в своём большинстве представляют собой изящную металлическую оправу, несущую один или несколько различных камней. Все виды пластмассовых и стеклянных стразов в бижутерии, поделочные, редкие (бирюза, малахит) и некоторые искусственные камни разрушаются под действием нагрева свыше 200°С.

Производя ремонт ювелирных изделий, реставрируя украшения, нужно удалить все камнесамоцветные вставки, если необходимо нагревать предмет. В крайнем случае можно не раскреплять при пайке только несколько видов камней: бриллианты, рубины (искусственные и природные), все виды искусственных полудрагоценных и драгоценных неокрашенных или слабоокрашенных камней класса корунд — гранат. При этом нужно убедиться, что во вставке нет трещин и мелких сколов, которые при нагревании могут увеличиться.

Крапаны и корнеры разжимают, опираясь на камень, с помощью скальпеля или простого дрюкера.

Царговые касты раскрепляют: острым дрюкером находят щель в закрепочном пояске, отодвигают металл от кабошона; плавными движениями постепенно отодвигают ленту оправы до тех пор, пока хотя бы один край вставки не выйдет из каста. Раскреплённое изделие необходимо дополнительно очистить от загрязнений, вскрывшихся в подкастовом пространстве.

Места соединений, подлежащих пайке, нужно опилить. Разрушение могло произойти: из-за малой площади соприкосновения спаиваемых деталей; из-за пористости соединяющего детали припоя вследствие его перегрева; при наличии микрогазовых пузырьков в металле на участке излома (если изделие литое).

Во всех этих случаях опиливание сыграет свою положительную роль. Подготовленное изделие покрывают флюсом. Так же поступают и с припаиваемой деталью. Теперь украшение нужно расположить так, чтобы отсоединившийся элемент занял место, на котором он располагался до разрушения. Проводим пайку и последующий отбел изделия.

Существуют некоторые особенности ремонта цепочек. Перед началом ремонта ювелирных изделий нужно снять замок — карабин, если он расположен близко от места нагрева. В противном случае отожжённый карабин не будет потом выполнять своей функции. Цепочку соединяют, а паяемое звено выделяют. При соединении кольцом из этой же цепочки необходимо разрезать это звено в месте заводского шва, иначе при пайке оно развалится.

Цепочку располагают в вытянутом состоянии на леткале, а справа и слева от места соединения кладут по небольшому гвоздю или шурупу. Эти стальные предметы будут играть роль радиатора — отводить избытки тепла. Отфлюсовываем только место шва выделенного звена.

Таким образом, при нагревании на отбуренном фрагменте припой расплавится раньше, чем на других стыках звеньев цепочки.

Прогрев проводим сначала общим пламенем горелки, затем «иголочкой» прогреваем шов соединяющего цепочку звена.

Отбеливая, погружаем в раствор весь прогретый участок цепи. При реставрации цепочек очень важно взять припоя не больше, чем требуется для данного стыка звена. В противном случае избыток припоя может при нагреве «разбежаться» и пропаять сразу несколько соседних звеньев.

Ремонтируя нагреванием изделия с нераскреплённой самоцветной вставкой, необходимо учитывать следующее:

  • во-первых, необходимо постараться избежать прямого попадания пламени горелки на камень (залепить камень асбестом);
  • во-вторых, необходимо избежать резкого перепада температур при остывании уже спаянного изделия — его нельзя резко остужать в воде или на холодной металлической поверхности (металл и камень по-разному сжимаются при охлаждении);
  • в-третьих, постараться избежать контактов камня с агрессивными составами при нагревании: кислотой, щелочью, бурой или флюсом.

На заключительной стадии реставрации и ремонта ювелирных изделий восстанавливают первоначальный облик предмета. Изделие отбеливается, зачищается место ремонта шаберами и надфилями. Затем оно проходит первичную полировку и патинирование.

При патинировании парных изделий — серёг, лучше обработать раствором оба предмета, а уже потом подвергнуть повторной полировке. Особое внимание нужно уделить цепочкам и швензам серёг. Часто швенза ломается по середине дугообразного изгиба. Эта часть проволоки контактирует с ухом, поэтому нужно особенно тщательно удалить заусенцы и неровности на этом участке.

Швензы, как правило, нагартовываются, чтобы придать им больший пружинящий эффект. После пайки нагартовка снимается, поэтому её нужно восстановить небольшой расколоткой дуги швензы на флайхайзене или шпераке.

После этого нужно ещё раз тщательно зачистить место пайки, также тщательно и аккуратно нужно обработать место пайки звена цепи.

Пайки мягким припоем (оловом) лучше избегать. Она допускается в самых крайних случаях, когда другие виды ремонта невозможны. Это связано, в первую очередь, с тем, что в дальнейшем удалить олово с драгоценного металла будет очень трудно.

Предшествующие оловянные наслоения удаляют медленным нагревом изделия с очисткой проволочной щёткой. В труднодоступных местах олово вытравливают соляной кислотой, погружая в раствор весь предмет.

Ремонт ювелирных изделий с перегородчатой эмалью возможен только в том случае, если у ювелира есть опыт работы с эмалями, и краски, по цвету соответствующие оттенкам на изделии. Перед пайкой остатки перегородчатой эмали удаляются твердосплавными борами (выфрезеровываются), а после спаивания и отбела эмалевые разводы восстанавливаются. То же относится и к изделиям с черновым рисунком — ниелло.

При реставрации и ремонте ювелирных изделийбраслетов для часов и корпусов, механизм необходимо осторожно удалить и хранить в чистой, закрытой коробочке подальше от магнитных полей.

Ремонт и реставрация ювелирных изделий — очень ответственная работа, где мастер должен использовать все свои знания и практические навыки.

По окончании восстановительных работ, после ремонта ювелирных изделий необходимо проследить за тем, чтобы украшению был возвращён его прежний вид и прочность, а также и чтобы были как можно меньше задеты авторское и пробирное клейма в изделиях из драгоценных металлов.

Предыдущая запись Отделка ювелирных изделий
Следующая запись Вегетарианство

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Чтобы отправить комментарий, разрешите сбор ваших персональных данных .
Политика конфиденциальности

 
Яндекс.Метрика