Отделка ювелирных изделий

otdelka

Ювелирный камень

Самым ответственным являются заключительные операции по отделке ювелирных украшений. От 10 до 30% времени, затраченного на изготовление изделия, уходит на отделку. На этом этапе можно облагородить работу, скрыть недочёты, допущенные на предыдущих стадиях изготовления, но также возможно и испортить качественно сделанную вещь.

Нельзя относиться к доводочным отделочным операциям как второстепенным, поскольку их роль очень велика в конечной презентабельности ювелирных украшений.

К отделочным операциям относят: шабрение, шлифование, полирование, крацевание и патинирование. Рассмотрим эти процессы отделки ювелирных изделий в той последовательности, в которой они чаще всего применяются при создании изделий.

На извлёченном из отбела, промытом и просушенном изделии не должно быть остатков флюса и буры. Удалить буру механическим способом, не повредив поверхности изделия, сложно, поэтому лучше повторить отбеливание.

На таком белёсом после пайки изделии заметны наплывы или разводы избытков припоя, задиры и заусенцы. Подрезку и выравнивание такого вида неровностей осуществляем шабером и фляхштихелем.

Устанавливаем инструмент так, чтобы сохранять при шабрении общую поверхность выравниваемой пластины или проволоки, а затем в несколько приёмов, постепенно срезая слой металла, сглаживаем плоскость. Не старайтесь срезать всю «горку» металла за один приём — это только повредит работе, а на поверхности останутся новые глубокие риски и рубцы. Хорошо заточенный шабер и фляхштихель оставляют после себя поверхность, которая не требует дополнительной обработки, а иногда даже и полировки.

Выравнивание больших по площади поверхностей металла и шероховатостей в труднодоступных местах осуществляют абразивной шкуркой. В зависимости от характера сглаживаемых неровностей и вида ювелирной работы выбирается зернистость шкурки.

В сканных работах применять её нужно очень осторожно, так как можно сточить верхушки сканной проволоки и таким образом свести на нет все предшествующие усилия по набору и пайке. Избыток припоя в труднодоступных местах можно удалять сверлением и фрезерованием.

Механическое полирование на электродвигателе проводят различными кругами: фетровыми — войлочными (фильцы); волосяными — щетинными; матерчатыми (пушки). Наиболее удобны круги диаметром от 80 до 120 мм. Однако есть специальные фетровые конусы, напоминающие по форме заточенный карандаш диаметром 15-18 мм. Эти специальные круги используются для полировки внутренних поверхностей перстней и колец.

Полировку гладких, выпуклых или набранных из толстой проволочки частей изделия осуществляют на фетровых кругах, что повышает качество зеркальной отделки поверхности металла.

Однако в отличие от всех других кругов эти войлочные диски быстро забиваются частичками металла и затвердевшей полирующей пастой. Иногда это может привести к тому, что на поверхности пластины появляются царапины от подобного затвердевшего круга.

Избежать такого вида брака при полировке можно, если острым ребром металлического инструмента или ребром рашпиля срезать уплотненный войлок с пастой с поверхности диска.

На чистую поверхность фетра перед работой нужно вновь нанести полирующую пасту. Не рекомендуем также наносить пасты разной зернистости или разнородные (ГОИ и алмазную) на рабочую поверхность одного и того же фетрового круга.

Волосяные круги удобнее всего использовать для полировки сканной проволочки в ажурной, многоплановой и объёмной филиграни. Волоски щетины проникают в узкие места и отглаживают завитки «веревочки», придавая им блеск.

Однако волосяные щётки плохо удерживают полирующую пасту, поэтому во время работы нужно чаще наносить на них эту пасту.

Для окончательной полировки и наведения блеска используются матерчатые круги. Это собранные в пакеты матерчатые диски (бязевые, полотняные, фланелевые). Жёсткость таких кругов регулируется строчками, которые прошивают диск по окружности: чем меньше расстояние между строчками, тем жёстче диск. Они прекрасно придают блеск и изделиям, выполненным из пластин, и сканным.

Труднодоступные участки в украшениях полируют такими же фетровыми, волосяными и тряпичными кружками, укреплёнными на дискодержателях для бормашин. Особенно узкие места полируют дисками из плотного картона, а щели и углубления отделывают ватными тампонами, укрепленными на старых сточившихся борах.

Качество полировки сразу определить очень трудно, так как работа покрыта слоем грязи или жировыми наслоениями полирующих паст. Удалить их можно промыванием изделия в бензине или и составе из 70% водного раствора аммиака и 30% любого жидкого пеномоющего средства.

Забившиеся в щелки кусочки пасты удаляем иглой. После обработки в бензине или составе с помощью зубной щетки изделие блестит, но вскоре приобретает легкий матовый налёт. Этот налет счищается полировкой вещи на нитяном круге — «пушке», без всяких полирующих составов. Такие круги изготавливаются для зубопротезных кабинетов и набраны из хлопчатобумажной нити. После «пушка» украшение блестит и более не покрывается налётом.

Многоплановые и объемные сканные изделия очень удачно выглядят, если они прошли патинирование с последующей полировкой. Патинирование выгодно использовать также в том случае, если необходимо скрыть неаккуратную пайку или брак, допущенный на этапе шабрения, шлифования.

Патинирование искусственно «старит» изделие, придавая металлу благородный тусклый налёт — патину. Особенно эффектно выглядят патинированные изделия из серебра.

Для получения на серебре, нейзильбере и мельхиоре оттенков от светло — коричневых до тёмно — серых и синевато — стальных пользуются следующими составами:

  1. Гипосульфат натрия — 60 г, серная кислота концентрированная — 5 г, вода -1000 мл.
  2. Водный раствор «серной печени».

Порошок «серной печени» получают при спекании одной части серы с двумя частями поташа. Удобнее всего пользоваться свежеприготовленным порошком и при применении подогревать его водный раствор. Подвергнутое патинированию изделие необходимо вновь отполировать.
Повторная обработка уже не должна выглаживать поверхность до зеркального блеска, так как эта задача была выполнена при первой полировке.

Вторичная полировка только очищает выступающие части металлического кружева или детали узора, на которые автору хотелось бы обратить внимание. После вторичной полировки изделие вновь очищают от остатков полирующих паст и придают глянец на «пушке». Если в украшении не предполагается установка камней, то его можно считать законченным.

В комплект с дискодержателем, который может крепиться в наконечнике бормашины, входят абразивные корундовые круги. Для обточки мельхиоровых, медных и нейзильберовых изделий можно применять эти круги. Использование же их для обработки изделий из драгоценных металлов приводит к потере снимаемого, дорогостоящего материала.

На поверхности мельхиоровых и нейзильберовых работ часто встречаются буровато — красные пятна. В процессе нагрева изделий из сплава выступает медь. Такие островки плохо снимаются при полировке.

Чтобы изделие долгое время не темнело (а окислялась в первую очередь выступившая медная плёнка), после отбела нейзильберовые изделия необходимо подвергнуть крацеванию. Для крацевания применяют жесткую нейзильберовую или латунную щётку из проволоки диаметром от 0.15 до 0.4 мм.

Подвергнутое крацеванию изделие лучше принимает полировку, дольше (после полировки) сохраняет блеск; сохраняются верхушки сканной проволочки, обогащающие филигранные украшения.

Крацеванис, как и полировку, проводят, установив щетку на электродвигатель мощностью не менее 120 Вт и со скоростью вращения вала не менее 3000 об/мин. При крацевании и полировке замена щёток происходит довольно часто, поэтому удобнее укрепить на валу двигателя отцентрованный патрон для дрели или насадку с конической резьбой.

Протравленное, промытое, открацованное (если это необходимо) изделие проходит первичную полировку. В практике ювелирное изделие полируют дважды, если после первой полировки оно подвергается патинированию.

Если же качество пайки и предварительной отделки (шабрение, шлифование) достаточно высоко, изделия можно не патинировать, тогда и полировка осуществляется в один приём. В результате полирования украшение приобретает зеркально — гладкую, играющую бликами поверхность — получает «товарный вид».

Для полировки используются тонкие абразивные порошки и пасты: алмазные, ГОИ различной зернистости и на основе титана. Пасты ГОИ нашли наиболее широкое применение в отделке филигранных изделий. Чаще всего пользуются медицинской пастой ГОИ для полировки зубных протезов.

Закрепка ювелирного камня

Ювелирные и поделочные камни — вставки закрепляют в приготовленные для них в изделии касты после окончательной полировки и очистки изделия.

Укрепление кабошонов в глухих и царговых кастах проходит следующим образом. Установив ювелирный камень в касте, острым дрюкером начинают постепенно завальцовывать стенки каста, прижимая их к поверхности камня.

Эту операцию лучше выполнять постепенно, если же сразу сильно придавить борт к ювелирному камню, то на острых поворотах формы вставки борт может смяться в сборки, которые будет трудно разгладить в дальнейшем. Окончательную завальцовку закрепочного пояска проводят дрюкером с желобком.

Прочность и чистоту закрепки ювелирного камня проверяют покачиванием изделия. Хорошо закреплённый ювелирный камень не «стучит» в касте.

Фиксация гранёных вставок в крапановые касты проходит следующим образом. Крупные ювелирные камни 2,5 мм в диаметре — пинцетом, а мелкие ювелирные камни — закрепив на вахсбайне, устанавливают внутрь каста.

Необходимо проследить, чтобы ювелирный камень опирался на каждый из вырезанных для него уступов в шипах. В противном случае в процессе закрепки ювелирный камень перекосится или треснет.

Затем простым дрюкером аккуратно, не прилагая излишних усилий, начинаем загибать крапаны. Обжатие верхушек шипов — крапанов ведём так: пригибаем один, а затем подгибаем противоположный ему. Такая последовательность не даёт вставке выскользнуть из ячейки или перекоситься.

Придавливание крапанов также ведём постепенно, чтобы они равномерно и прочно захватили ювелирный камень.

Проверяем качество обжатия крапанами вставки встряхиванием изделия (не должно «стучать»), а также проводим верхушками шипов по шерстяной ткани. Если усы зацепляются за ворсинки шерсти, необходимо повторить обжатие дрюкером, в противном случае в процессе ношения изделия крапаны, зацепляясь, будут разгибаться, и ювелирный камень может выпасть.

Теперь, когда изделие отполировано, патинировано и в него укреплены ювелирные камни, можно оценить тот длинный путь, который проходит металл в руках ювелира — сканщика от бесформенного слитка до завершённою, сверкающего, изящного филигранного украшения.

Предыдущая запись Кулинария рыбака
Следующая запись Ремонт ювелирных изделий

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Чтобы отправить комментарий, разрешите сбор ваших персональных данных .
Политика конфиденциальности

 
Яндекс.Метрика