Поиск
Открой любой словарь на слове «ковёр». Ты узнаешь, что это «художественное текстильное изделие, предназначенное как для украшения, так и для утепления интерьера» и что история изготовления ковров уходит корнями в глубокую древность.
Существует несколько разновидностей ковров: сшитые из шкур, войлочные, вязаные и тканые. Среди последних различают безворсовые (паласы, шпалеры) и ворсовые. Если словарь действительно серьёзный, там будет и отдельная статья о ворсовых коврах и непременно будет сказано, что древнейший из всех дошедших до нас хранится в Эрмитаже и это — ковёр, найденный в долине Пазырык и изготовленный ещё в V-IV вв. до новой эры.
Для того чтобы увидеть этот древнейший ковёр воочию, следует, войдя в музей, повернуть направо, к Церковной лестнице — и там спросить у служителей: «Где выставлен самый знаменитый и древнейший ковёр из Пазырыка?»
Зал, куда ты придёшь, будет темноват. А дело в том, что яркий свет вреден для предметов из дерева, кожи, войлока, шёлка — редчайших археологических находок из курганов долины Пазырык.
Войдя, не поддавайся искушению рассмотреть сначала бревенчатый сруб или мумию вождя. Дойди до колесницы (её тоже оставь «на потом») и поверни налево. Под стеклом, в специальной витрине, увидишь прямоугольник размером 2 на 1,83 метра. Дай глазам привыкнуть к неяркому освещению и всмотрись внимательно. Вероятно, у тебя возникнут те же вопросы, что и у большинства твоих ровесников: «Как же мог сохраниться шерстяной Пазырыкский ковёр, пролежавший в земле больше 2 тысяч лет? И что на нём изображено?»
На первый вопрос — как сохранился? — хранитель ковра Л. Л. Баркова отвечала коротко: «Чудом». Полвека тому пазад древнейший ковёр был обнаружен во время археологических раскопок одного из курганов долины Пазырык в Горном Алтае, на высоте 1600 м над уровнем моря.
В могильной яме (ее глубина — 4 м) находилась погребальная камера, состоящая из двух бревенчатых срубов (один над другим). Внутри находился деревянный саркофаг с телом умершего вождя. Яма была заполнена льдом.
Лёд образовался под воздействием климата Горного Алтая, но также благодаря особенностям конструкции погребального сооружения, ибо над курганом была сооружена каменная насыпь высотой 4 м. Оледенелой была и конская могила, которая располагалась за пределами внешнего сруба.
В неё были уложены деревянная колесница, упряжные и верховые кони, огромный Пазырыкский войлочный ковёр — и тот уникальный ворсовый, о котором идёт речь. Во время раскопок археологам пришлось растапливать лёд водой, которую подогревали тут же на костре.
Композиция Пазырыкского ковра не удивляет, ведь за долгую историю ковроделия она стала привычной, так выглядит большинство ворсовых ковров — прямоугольник делится на центральное поле и кайму. Для того чтобы как следует рассмотреть все изображения, потребуется немало времени.
В центре — 24 квадрата, в каждом из них 4 стилизованных бутона лотоса. Поле окружено пятью бордюрами. На узком, идущем по краю бордюре изображены фантастические существа с туловищем льва и головой орла — грифоны. На следующем, самом широком, шагают друг за другом кони.
Приглядевшись, можно заметить, что здесь чередуются два мотива: лошадь, которую ведут под уздцы, и всадник на лошади. Четвёртый бордюр заполнен изображениями пасущихся ланей. На пятом, ближайшем к центральному полю, мы снова встречаемся с грифонами.
«Что значат все эти изображения? Как их понимали две с половиной тысячи лет тому назад?» — к сожалению, сегодня эти вопросы задают гораздо реже, чем два первых. Это и понятно, — ковры для нас стали только произведениями прикладного искусства, только чем — то красивым и тёплым. Мы не вглядываемся в «узоры», не пытаемся разгадать их значение.
Однако смысл изображений на Пязырыкском ковре пытались раскрыть многие учёные. Так, один из исследователей, Ф. Р. Балонов увидел в нём и модель космоса, и календарь, и «площадку для общения с богами».
При совершении ритуала, будь — то жертвоприношение или погребение, каждая деталь имела огромное магическое значение, любое нарушение ритуала влекло за собой (по убеждениям древних) непоправимые беды. Сложнейший, продолжительный ритуал должен быть безошибочно исполнен.
Ковёр мог использоваться в качестве «наглядного пособия», где с помощью различных изображений записана формула ритуала, чередование действий (молитв, обрядовых песнопений, танцевальных движений, гимнов).
Например, во втором поясе чередуются два типа фигур: конь, на котором сидит всадник, и конь, которого ведут под уздцы.
В одном случае земли (основы всего) касаются четыре ноги, в другом — шесть. Возможно, это было указанием на чередование в каком — то гимне строф из четырёх или шести стихов. Рассматривая сложную ритмику изображений Пазырыкского ковра, Балонов принимает во внимание комплекс признаков, по которым различают отдельные элементы.
Это и различные узоры ковриков на спинах животных, и цвет штанов (одноцветный у верховых, желтый с кружками и квадратиками у спешившихся), и многое другое. Нужны обширные знания, чтобы понять сложную систему знаков и рисунков ковра.
А для того, чтобы насладиться видом уникального древнейшего ковра, достаточно придти в Эрмитаж и задать на контроле простой вопрос: «Как попасть в Пазырык?»