Удивительный человек

isaakiy

Инженер Бетанкур

В 1808 году целый кортеж дорожных карет нёсся по дорогам Европы в сторону Санкт — Петербурга. В кортеже находился генерал — майор испанской королевской милиции, инженер Агустин де Бетанкур и Молина со всем своим семейством и скарбом. Ехал он в Россию не прогулки ради, но во имя возможности спокойно и плодотворно работать.

Оттого и решил он принять предложение русского посланника в Мадриде Муравьёва — Апостола — отправиться на жительство в далёкую северную страну. Да вот кабы знал, что останется в ней навсегда.

Путешествию этому предшествовала обнадёживающая аудиенция в Эрфурте у русского царя Александра I. В любом случае генералу Бетанкуру нужно было покидать Испанию — там вспыхнуло восстание, король испанский отрёкся от престола, Бетанкур лишился поддержки двора.

На испанский престол взошёл французский император Наполеон Бонапарт, в силу чего испанцу Бетанкуру, служившему прежнему правительству, оставаться в Испании было небезопасно.

В Россию инженер Бетанкур вёз свой талант и свою славу. Этот небольшого роста, смуглолицый, полысевший в 50 лет, но по прежнему темпераментный южанин с грустными глазами и удивительно добрым сердцем был известнейшим инженером Европы, изобретателем, архитектором, основателем инженерных школ и институтов, отцом новой науки «теория машин», покровителем художников, заседавшим в Академии изящных искусств вместе с Франсиско Гойя, директором Королевского кабинета машин, генеральным директором путей сообщения, директором школы инженеров, директором почт и прочая, прочая, прочая. А проще сказать — он был удивительным человеком.

Англия чтила его за изобретение машин для шёлкового прядения, за новые механизмы по очистке каналов, за новую систему шлюзов, за усовершенствование паровой машины, за... всего перечислить невозможно.

А Испания! Чего стоит одно изобретение светового телеграфа в 1798-м году и устройство его первой линии между Мадридом и Кадисом! Во Франции инженер Бетанкур как раз только что издал свой фундаментальный «Курс построения машин».

В России прекрасно знали о заслугах инженера Бетанкура, и на него сразу посыпались назначения и заказы. Он стал генерал — майором русской армии и был зачислен в свиту императора, на него было возложено множество обязанностей, ему поступают заказы на серьёзные проекты.

Энергия генерала — этого удивительного человека, хлещет через край. Вскоре он совершает своё первое крупное дело в Петербурге — по собственному проекту организовывает «Институт корпуса инженеров водяных и сухопутных сообщений» и становится его инспектором (то есть, начальником). Для института у графа Н. Юсупова министерство путей сообщения приобрело дворец на углу Фонтанки и Царскосельского тракта, здесь же Бетанкур, поселился со своей семьёй.

Дворец Юсупова на углу Фонтанки и Московского проспекта каждый из нас знает. Также каждый знает, что это — бывший ЛИИЖТ — Институт инженеров железнодорожного транспорта, а затем Университет путей сообщения. Это и есть детище Бетанкура. Только после смерти его институт расширился, и к дворцу со стороны проспекта было пристроено огромное здание. Хотя мемориальной доски на нём нет, имя Бетанкура свято в институте — в самом здании ему установлено целых два бюста.

В момент открытия Института Бетанкур — уже генерал — лейтенант. Себе в адъютанты он выбирает молодого офицера и способного литератора Бестужева — Марлинского. А трое сыновей его знакомого Муравьёва — Апостола зачисляются в слушатели института. Генерал выискивает талантливых людей всюду, где можно. Но одну встречу судьба ему подарила, видимо, не случайно.

В 1816 году император как — то заговорил с Бетанкуром о перестройке собора на Исаакиевской площади. Первая (деревянная ещё) церковь в честь Исаакия Далматского была построена ещё при Петре I в 1710 году. Потом церковь строилась и перестраивалась в камне то Маттарнови, то Чевакинским, то Ринальди, то Бренной, и нынче на площади стояло неуклюжее из — за перестроек пятиглавое строение с колокольней.

Перестраивать собор собирались в 1809 году, когда Бетанкур только приехал в Россию. Тогда был объявлен конкурс, и в нём приняли участие Кваренги, Камерон, Стасов, Захаров. Но ни один проект Александру не понравился, и перестройку отложили.

Император обсуждал с инженером Бетанкуром перестройку Исаакия после выхода именного указа генералу:

«дабы столицу возвести по части строительной... учредить особенный комитет, которому состоять под председательством Вашим».

«Комитет для строений и гидравлических работ», который по указу царя возглавил Бетанкур, призван был регулировать строительство в столице. Под наблюдением Бетанкура были разработаны планы застройки Дворцовой, Конюшенной, Адмиралтейской, Михайловской и других площадей. А вошли в Комитет крупнейшие тогдашние зодчие — Стасов, Росси, Брюллов, Руска, Шарлемань, Жако. Уже вскоре Стасов завершает застройку Марсова ноля и Конюшенной площади, Росси приступает к строительству ансамбля Михайловской площади (площадь Искусств), а позже — Дворцовой и территории возле Аничкова дворца. На очереди — Сенатская площадь, строительство Александрийского театра. Это было золотое время в истории города.

Возглавив Комитет для строений, Бетанкур смог осуществить свои самые важные дела и планы. Особенной его заслугой можно считать реализацию проекта перестройки Исаакия но проекту тогда никому не известного архитектора Монферрана.

Огюст Монферран приехал в Петербург из Франции уже тридцатилетним человеком — как раз в год образования Комитета. Он сразу отправился к Бетанкуру с рекомендательным письмом от старинного — и, пожалуй, единственного на всю жизнь друга Бетанкура, знаменитого часовщика Луи Брегета.

Монферран привёз с собой множество рисунков и различных зарпсовок — он оказался изумительным рисовальщиком. Старый генерал долго рассматривал представленные рисунки. — Я возьму вас чертёжником в мастерскую, — сказал он. — Других вакансий у меня нет. Но перспективы у вас большие.

Бетанкур, думавший, кому поручить перестройку Исааки-евского собора, обращает взгляд на нового чертёжника. Интуиция подсказала старому инженеру, что этот юноша сможет справиться с заданием, требующим огромного таланта и трудолюбия. И Бетанкур поручает Монферрану разработать черновой проект собора, разрешая при этом пользоваться библиотекой своего института.

Через некоторое время Монферран принёс генералу альбом из 24 эскизов фасада в самых разнообразных стилях. Суровый испанец, рассмотрев всё, сгрёб альбом и, ни слова не говоря ожидающему ответа архитектору, уехал во дворец. Альбом был тут же передан в руки Александру, и император воскликнул: «О!»

В тот же день велено было назначить Монферрана придворным архитектором с поручением ему начать разработку строительства нового собора.

Исаакиевский собор по праву можно считать детищем и Монферрана, и Бетанкура. Мало того, что именно Бетанкур рассмотрел в Монферране великого мастера — он принял деятельное участие в строительстве собора и всегда во всём помогал своему «воспитаннику», мало знакомому поначалу с инженерной наукой.

Бетанкур разработал проектную часть возведения и укладки фундамента под Исаакий, где только нагрузка на пилоны должна была составить предположительно 30000 тонн! Но этого мало. Бетанкуром разработаны уникальные механизмы для подъёма гигантских гранитных колонн — а их, как известно, насчитывается более ста.

Насколько уникальны были эти механизмы, можно представить по таким фактам: колонна весом в 100 тонн поднималась и устанавливалась всего за 40 минут! Для этого использовались 16 кабестанов (лебёдок), каждый из которых вращали четыре пары рабочих. Одной из главных сложностей при этом было не попортить нижнюю кромку колонны, для чего Бетанкур придумал перед установкой приподымать гранитную громаду в воздухе и потом ставить на место. И на это — всего 40 минут.

Монферран, не перестававший учиться у своего покровителя и помощника, воспользовался изобретением Бетанкура также при установке Александровской колонны в 1832 году, уже после смерти инженера. Что же касается Исаакия, то Бетанкур также помогал Монферрану в расчётах опор купола и других перекрытий.

Итак, уже два здания увековечивают память великого инженера Петербурга — бывший ЛИИЖТ и Исаакий. Но есть и третье — нынешняя фабрика Гознак на Рижском проспекте. Ещё до начала строительства Исаакиевского собора Бетанкур строит и полностью оборудует машинами (по своим чертежам) здание Экспедиции государственных бумаг (так тогда называлось это предприятие); он даже придумывает рисунок новых ассигнаций.

Энергия генерала не иссякает. Ещё в 1811 году он построил первый в городе арочный мост через Малую Невку (Каменноостровский), позже появилось еще несколько мостов. Он перестраивает и переоборудует Александровскую мануфактуру под Петербургом.

А летом 1815 года от причала Петербурга в Кронштадт отошёл шлюп с балансирной паровой машиной Бетанкура — первый петербургский «пароход».

Не только Петербург должен бы чтить память этого замечательного человека. Москва, например, по праву гордится величественным зданием Манежа, возведённым на Манежной площади возле Кремля. А ведь это тоже детище Бетанкура.

Его отличает от других строений уникальная система перекрытий потолка, длина которого более 150 метров! Бетанкур строил Манеж вместе с архитектором Карбонье, но по собственному проекту. А в Нижнем Новгороде генерал строит Гостиный двор, в Казани — пушечный литейный двор, в Туле переоборудует механизмами и перестраивает оружейный завод.

Того, что сделал Бетанкур, хватило бы на несколько жизней. Но у него она была, разумеется, одна. И прожил он её не только погружённым в активнейшую деятельность, но и с открытой людям душой, доверяясь всем и веря в доброту человеческого сердца.

И тут он, пожалуй, единственный раз в жизни совершил ошибку. Уже на склоне дней ему пришлось почувствовать силу интриг завистливых недоброжелателей. Им удалось восстановить против него самого Александра.

В 1822 году Бетанкура отстраняют от руководства его любимым институтом, а ещё через два года отправляют в отставку. В том же году генерал Бетанкур, уже мечтавший было о возвращении в Испанию, умирает.

Он похоронен на Смоленском лютеранском кладбище на Васильевском острове. Его могилу вы можете узнать по высокой надгробной колонне из чугуна, которая возведена стараниями воспитанников Института путей сообщения Приходите поклониться памяти удивительного человека.

Предыдущая запись Пазырыкский ковёр
Следующая запись Личность Павла I

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Чтобы отправить комментарий, разрешите сбор ваших персональных данных .
Политика конфиденциальности

 
Яндекс.Метрика