Поиск
Законный наследник российского престола, сын Петра III и Екатерины II, великий князь Павел Петрович родился 20 сентября 1754 года в Летнем дворце своей бабки — императрицы Елизаветы Петровны.
Как только ребёнок появился на свет, его отняли у матери. Елизавета окружила малыша множеством нянюшек и мамушек и буквально задушила своим ухаживанием. Павел рос ребёнком болезненным, часто простужался, болел золотухой. У него формировался порывистый, склонный к экзальтации, вспыльчивости характер.
В день воцарения Екатерины 28 июня 1762 года нестойкая психика мальчика подверглась сильному испытанию: семилетнего ребёнка разбудили и перепуганного, в «ночном платье» отнесли к матери, стоявшей на балконе Зимнего дворца перед толпами возбуждённых горожан.
С этого дня мальчик стал жить в Зимнем. Ему отвели апартаменты на южной, солнечной стороне дворца, где небольшие жилые комнаты выходили окнами на площадь, а более просторные, парадные — во двор.
В детстве Павла I рано начали обучать грамоте и прочим наукам. Главными наставниками его были дипломат и царедворец Никита Панин и учитель арифметики и геометрии Семён Порошин, оставивший «Записки» о жизни и занятиях своего малолетнего воспитанника. Кроме обязательных предметов мальчика учили языкам, танцам, фехтованию, музыке, декламации и даже ремёслам.
Чтобы доставить ему радость, во дворце на «половине наследника» был изготовлен военный корабль длиною в четыре с половиной метра с парусами, шлюпками, вёслами и сигнальными флагами. В Тронном зале находилась модель Ораниенбаумской крепости, устраивались театрализованные военные сражения, фейерверки и пальба из игрушечных пушек.
В детстве Павел I недурно танцевал, участвовал в балетах на дворцовой сцене, распевал арии из итальянских опер, играл на клавикордах и кастаньетах.
Мальчик — великий князь Павел Петрович нередко участвовал и во взрослых театральных представлениях на сцене «Оперного дома», который в ту пору существовал на территории Зимнего дворца. Ещё он сочинял шуточные комедии по — французски, в которых нередко участвовали его любимые собаки Султан и Филидор.
Жил у Павла также горностай и была специальная «Птичья» комната, где бил фонтан и резвились заморские птицы. Там же находился «птичий орган», который воспроизводил пение разнообразных пернатых.
При дворе Екатерины были популярны карточные игры и бильярд, маленький цесаревич тоже был обучен игре в карты. Но были и другие игры: в волан, шашки, шахматы, фанты, кегли.
Как у любого ребёнка, у великого князя были любимые игрушки: юла из золота, деревянная лошадка — качалка, точёные из дерева и кости солдатики, шахматы с резными фигурками.
Во дворце для Павла устраивались детские праздники, балы и маскарады, в которых принимали участие малолетние друзья цесаревича. Однако в повседневной жизни великий князь был постоянно окружён взрослыми. На его «половине» бывали братья Орловы и Чернышевы, А. С. Строганов, Н. И. Репнин, И. П. Елагин, А. П. Сумароков, И. П. Кулибин, Д. И. Фонвизин.
За обедом в присутствии ребёнка — великого князя Павла Петровича говорили о политике, государственных проблемах, о законах, о смутах, о литературе и искусстве; звучали, однако, и неуместные анекдоты и шутки.
Павел подвергался двойному влиянию отечественных и заморских наставников. От немецких учителей он перенял любовь к Германии и к военным играм, а патриотическое воспитание Порошина и священника отца Платона привили ему интерес к русской словесности, культуре и искусству.
Великий князь Павел Петрович научился читать довольно рано, в 4 года. В библиотеке Павла I можно было найти книги по разным отраслям знаний. Он любил рассматривать эстампы с ландшафтами и городскими видами, листал лексиконы, читал французские романы. Очень любил Павел рыцарские романы, его привлекал рыцарский кодекс чести.
Согласно воспоминаниям Порошина, учился легко, проявляя и остроту ума и основательность. Хотя иногда не прочь был прогулять урок, сказавшись больным.
Чтобы поощрять великого князя Павла Петровича, при дворе издавали рукописную газету, заверяя Павла, что она распространяется по всей России. Сохранилось интереснейшее сочинение 10-летнего Павла, где он писал:
«Правда, что приступ к наукам несколько труден и неприманчив. Но терпение и прилежание, употреблённые на преодоление первых
трудностей, награждаются вскоре невообразимым удовольствием и очевидною пользою.По собственному своему искусству сие я ведаю. Признаться должен, что при начале учений моих не без скуки мне было, но последуя доброхотным советам, преодолевая оную, и вижу, что она ничто в рассуждении последующего за ней удовольствия».
Вопреки бытовавшему мнению об ущербности Павла I, он с юности проявлял незаурядные способности, знал славянский, русский, французский и немецкий языки, понимал латынь, хорошо знал историю, географию и математику. Почти ежедневно с утра, а иногда и вечером, после занятий любил точить что — нибудь на токарном станке.
Павел был также одним из лучших наездников своего времени и с ранних лет отличался на конных дворцовых турнирах (они назывались «каруселями»).
Он любил дворец — дом, где прошли его детство и юность. Как писал в своих «Записках» С. Порошин, «его высочество Зимний каменный дворец весьма изволил жаловать».
Когда царевича спрашивали, где бы он хотел лучше жить — в Петербурге или Москве, то он отвечал, что всегда хотел жить в Москве, но добавлял при этом:
«Только чтобы удовольствие моё было совершенно, то надобно, чтобы и этот дворец там был для того, что с ним не могу я без прискорбности расстаться».