Скань на металле

gluho

Глухая филигрань

Мастера древности очень часто в своих изделиях сочетали техники зерни и скани на металле. Их объединяет то, что обе они выполняются на основе из листового металла: серебра, золота, нейзильбера и меди.

Проволочкой задаётся ритм и рисунок декора, а гладкие гранулы формируют центр композиции, переливаясь, как драгоценные камни.

В этих техниках украшали рукоятки и ножны холодного оружия — торевтика, создавали бляхи поясов, серьги, амулетницы и браслеты для женщин.

Инструменты и приспособления, которые требуются в процессе выполнения работы получения скани на металле, те же, что были перечислены в разделах о плоской и объёмной скани.

Специфика подготовительных операций и самого процесса пайки потребует несколько расширить этот список:

  • Лобзик.
  • Цангодержатель.
  • Дрель.
  • Свёрла различного диаметра.
  • Финагель.
  • Тигель графитный.
  • Бормашина с фрезами.
  • Шабер.
  • Шкурка шлифовальная.
  • Фляхштихель.
  • Слюда.
  • Исполнение скани на металле

Скань на металле, или, по-другому — глухая филигрань (в отличие от ажурной она непрозрачная), выполняется набором сканного орнамента непосредственно на металлический лист заготовки.

Элементы узора скани на металле гнут по эскизу и наклеивают клеем БФ-2 на отмеченные места на пластине.

Рисунок скани на металле почти всегда несложный: окантовка или рамочка — багет — выполняется «дорожками», «верёвочками», «волнами», «змейками» или просто сочетанием круглой и площенной глади: орнамент в декоративных клеймах традиционно изгибается из скани и глади.

Детали тщательно припаивались и подгонялись так, чтобы плотно прилегали к фону и припаивались по всей длине касания. Для этого согнутые элементы, особенно скань, перед монтировкой на обозначенное место, лучше подшлифовать на мелкой наждачной шкурке.

Узор скани на металле выстраивается свободно, не обязательно плотное соприкосновение отдельных фрагментов, и его составляющих, поскольку все завитки скреплены на одной основе. Смонтированный орнамент дополнительно фиксируется на металле — подложке биндрой.

Спаивание глухой филиграни нужно проводить, начиняя с прогрева наиболее массивного элемента — металлической пластины. Удобнее в этом случае нагрев вести с оборотной стороны, поддерживая заготовку (если она небольшая по размеру) титановым пинцетом, а пламя горелки направлять снизу (с внутренней стороны изделия).

Если сразу расположить пламя сверху, то в процессе плавления припой «убежит» на наиболее разогретые части узора на скань, что может привести к непропайке или оплавлению последней.

Большую по размеру вещь глухой филиграни трудно удержать пинцетом, поэтому предлагается сделать следующее приспособление: на дополнительный столик с асбестовой прокладкой набить П-образные нихромовые или титановые проволочки диаметром 0,8 — 1,2 мм.

Установив изделие на такой мостик, можно вести прогрев и снизу, и сверху или так, чтобы пламя охватывало сразу обе стороны пластины.

По характерному блеску текущего припоя определяем момент спаивания. Именно тогда мы можем определить, какой из элементов глухой филиграни не припаивается — он светится ярче. В нагретом состоянии поправляем его, прижимая титановой палочкой к пластине.

Расплавленным припоем можно управлять, создавая перегрев в том месте, где по какой — либо причине оказалось мало припоя, тогда он «бежит» в сторону наибольшего нагрева (при условии хорошей отфлюсовки).

После охлаждения опускаем изделие глухой филиграни в отбел и, промыв, удаляем биндру.

Внимание! Горячую пластину погружать в кислоту нельзя: она быстро прогреет поверхность отбела, что может привести к разбрызгиванию капель раствора или большому выбросу парообразной кислоты в воздух!

Просушенную скань на металле проверяем на качество пропайки. Если эта часть композиции глухой филиграни должна подвергнуться дифовке (браслет, кольцо), то осторожно придаём ей форму резиновым молоточком или металлическим шариком на подкладке из микропористой резины.

Сложные или небольшие по размеру, но высокие по рельефу фрагменты композиции (шар, полусфера, конус) лучше отформовать до набора их элементами, иначе узор может исказиться при механическом воздействии.

В последнюю очередь напаивают зернь. В дальнейшем изделие глухой филиграни подвергают крацеванию, шлифованию и полировке.

Предыдущая запись Сегменты объёмной скани
Следующая запись Придумали сами

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Чтобы отправить комментарий, разрешите сбор ваших персональных данных .
Политика конфиденциальности

 
Яндекс.Метрика