Поиск
Вопрос. В ходе курсовой работы по налоговому праву возникли проблемы с понятиями «обязанность уплачивать налоги» и «определённость законодательства о сборах и налогах». Можно ли понятнее раскрыть эти понятия?
Ответ. Обязанность уплачивать налоги обязательно возникает абсолютно на основе закона, об этом говорится в ст. 57 Конституции России, поэтому лишь из закона налогоплательщики могут узнавать, когда и как они несут обязанности по исчислению и уплате налогов.
Для реализации принципа определённости законов о сборах и налогах существует специальное законодательное требование к законодательной технике; налоговые законы должны быть сформулированы таким образом, чтобы юридические и физические лица конкретно и в полном объёме знали, какие из налогов, в какое время и в каком порядке они обязаны оплатить, в силу п. 6 ст. 3 НК России.
Эти требования означают, что дефекты законодательства, в любых случаях, не могут быть переложены на налогоплательщика.
Общепризнанные правила «знание законов состоит не только в том, чтобы следовать букве закона, но и в том, чтобы понимать их смысл и значение», «суд знает право», «государственный орган предполагается знающим область своей компетенции».
Текст закона и содержание нормы права — это не одно и то же.
Общеправовой принцип «незнание закона не освобождает от ответственности» основан на понимании правовых границ поведения независимо от наличия запрета или ограничения в законе — в силу социальных норм.
Если же речь идет о нарушении правил, установленных нормативными актами, подлежит проверке факт их разъяснения лицу.
Конституционный суд РФ подтвердил возможность существования такой неопределенности в налоговом законодательстве, которая не свидетельствует о неконституционности нормы, но затрудняет уяснение ее содержания.
Эта неопределённость может быть устранена путем толкования с выявлением более сложной взаимосвязи правовых предписаний.
Практика высших судебных органов, в том числе по вопросам восстановления сроков, свидетельствует о необходимости учитывать наличие правовой неопределённости при рассмотрении конкретных дел.
Признана необходимость разъяснения норм законодательства, возложенного законами на Минфин России, а также на налоговые органы.
Если разъяснения Минфина России о том, что налог уплате не подлежит, освобождают от штрафов и пеней в случае неуплаты, то противоположные разъяснения должны учитываться при определении срока на обращение в суд с иском о возврате уплаченного налога.
Государственные органы связаны своими действиями и решениями, поскольку в противном случае подрывался бы принцип защиты доверия к действиям публичной власти.