Поиск
На третьем этаже Зимнего дворца, в залах, что выходят окнами на Дворцовую площадь, разместилось собрание французского искусства XX века, полотна Пикассо, Матисса, Марке, Дерена. Здесь можно увидеть одну из самых знаменитых картин французского художника Анри Матисса -"Арабская кофейня".
Эта картина была написана в Марокко в 1912 году. Матисса привлекали экзотические страны, он много путешествовал и особенно любил щедрые краски Средиземноморья. В марокканском городе Танжере художник провёл около полугода и создал там ряд произведений, в которых предстаёт своеобразный мир Северной Африки.
Вот, кофейня. За её стенами остались палящая жара улиц Танжера, слепящее солнце, шум порта и пронзительная лазурь Гибралтара.
Внутри — тишина и прохлада. Всё погружено в зеленовато — серый дремотный полумрак, так что посетители кофейни кажутся одетыми в одинаковые светло — серые бурнусы и белые тюрбаны.
Ближе к зрителям — два марокканца: один полулежит, облокотившись на руку, другой сидит рядом, и оба погружены в созерцание аквариума с золотыми рыбками и малиновыми цветами в вазе. У аркады на заднем плане — трое сидящих «по — турецки»: в центре — музыкант, по сторонам от него — двое слушающих. Чуть поодаль у стены примостился шестой посетитель — то ли внимающий музыке, то ли погрузившийся в забытье.
Изображенная сцена незатейлива. Просты и средства, которыми пользуется художник. Фигуры людей и предметы изображены пятнами и линиями неярких цветов на однотонном фоне. Они лишены объёма и похожи на аппликацию, а сама картина — на большой восточный ковёр. Сходство с ковром усиливает орнаментальная рама — её Матисс написал прямо на холсте.
На первый взгляд может показаться, что автор картины никогда не учился живописи и «не умеет рисовать». На самом деле Матисс внимательно изучал произведения «старых мастеров», и об этом свидетельствуют его ранние работы, которые есть в Эрмитаже.
Художник сознательно «упрощает» свои картины: ограничивает палитру несколькими красками и не пытается передать объём и пространство традиционными способами, с помощью рефлексов, светотени, перспективы. Он и не стремился запечатлеть интерьер кофейни с её завсегдатаями во всех подробностях, таким, каков он был «на самом деле» — ведь для этого есть фотография.
Целью художника должно являться не само правдоподобие, а выразительность. Матисс говорил:
«Каждая часть картины играет свою роль, главную или второстепенную. Всё, что не нужно в картине, вредит ей. В произведении должна быть гармония всех частей; лишняя подробность может занять в уме зрителя место чего — либо существенного».
У Матисса вызывало восхищение в марокканцах мудрое презрение к суете жизни. Марокко с его неспешным жизненным ритмом, пышной природой и благородной праздностью жителей показалось приехавшему из шумного и хлопотливого Парижа художнику настоящим земным Раем, волшебной страной из сказок «Тысячи и одной ночи».
Кто знает, о чём задумались 2 философа в кофейне — возможно, о райских садах, где цветут дивные цветы и плавают в прозрачных реках золотые рыбки?
«Арабская кофейня» — самая «тихая» картина Матисса. Вы можете спросить, как же картина может быть тихой или громкой — это же не песня?
Представьте себе, может. Издавна цвет уподобляли звуку: сочетания цветов называют красочной гаммой, мы говорим о «звучании» цвета, о ритме линий и цветовых пятен — и это не пустые слова.
Если долго смотреть на «Арабскую кофейню», с её изысканным сочетанием приглушённых красок и плавным ритмом линий, можно услышать и заунывную песню, наигрываемую музыкантом, и нежный плеск рыбок в аквариуме...
Картина интересна ещё и тем, что позволяет проникнуть в мастерскую художника и представить, как он работает. Казалось бы, что может быть легче — несколько взмахов кисти, несколько окружностей и пятен охры — и перед нами прозрачный сосуд с рыбками.
Однако к такой выразительной простоте образов ведёт сложная работа.
По воспоминаниям друзей Матисса, первоначально в «Арабской кофейне» было больше красок и деталей: художник хотел одеть посетителей кафе в разноцветные одежды, а внизу у края холста изобразил ряд туфель, которые по восточному обычаю снимают при входе.
Затем все персонажи оказались облачёнными в одинаковые серые одеяния, а выстроившиеся рядком туфли были скрыты слоем краски. О том, как изменился первоначальный замысел художника, можно узнать, если рассматривать холст в рентгеновских лучах.
Такой метод часто используется в музее, чтобы определить, каким переделкам подвергались картины за свою долгую жизнь.
Впрочем, ряд туфель, позднее записанный, вы различите невооружённым глазом, если хорошенько присмотритесь.
Опустив лишние детали, Матисс пришёл к точности и ясности математической формулы.
В Эрмитаже хранится несколько картин марокканского цикла, в которых художник запечатлел причудливый облик жителей Марокко и природу этой страны, но полнее всего передать обаяние мусульманской Африки ему удалось в «Арабской кофейне».